+7 969 799-23-33

Статьи

ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЛЕПНОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР АНТИЧНОСТИ. ИСТОКИ.

Как и в случае с древнеегипетскими произведениями искусства, не стоит относиться серьезно к информации о лепнине в античном мире, приведенной на сайтах большинства компаний, которые производят гипсовые реплики греческих и римских статуй и рельефов. Кто-то, правда, пишет все-таки застенчиво, дескать, всемирно известные скульптуры высекали из мрамора, но их лепные гипсовые копии, несомненно, были в общем обиходе, иные же, «отбросив ложный стыд», просто и незатейливо утверждают, что все архитектурные украшения фасадов греческих храмов – лепные, да и скульптура, видимо, тоже лепная. По умолчанию, наверное. Ей-Богу, даже интересно, зачем врут? Оттого, что копию древнегреческой мраморной статуи выдадут за копию лепной гипсовой, в цене она вряд ли прибавит.

Попробуем разобраться, что же было на самом деле. И тут выясняются интереснейшие вещи. Первое – в архаической и классической Греции, до завоеваний Александра Великого и начала совсем новой, эллинистической эпохи, лепные скульптуры из гипса, как законченные произведения искусства, практически не встречаются. То же самое можно сказать и о лепном гипсовом архитектурном декоре, неважно, фасадном или интерьерном. Конечно, гипс был известен, само слово «гюпсос» - греческое, а для облицовки стен храмов еще в архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н. э.) применяли мраморный стук – высококачественную гипсово-известковую штукатурку, содержащую измельченный мрамор, очень прочную и после полировки от природного мрамора почти неотличимую. Но - именно и только в храмовом зодчестве и при украшении крупных общественных пространств.

Суть дела в том, что греки архаического, а еще более классического периода (V-IV вв. до н. э) тщательно следили за строгостью нравов. Даже простое, без всякой лепнины, оштукатуривание стен в частных домах, построенных, как правило, из сырцового кирпича, рассматривалось, как серьезный вызов общепринятой морали. Правитель Афин Солон запретил законом покрытие стуком надгробий. Дома великих победителей персов Мильтиада и Фемистокла ничем не отличались от домов обычных граждан – недоброжелатели не спускали глаз с подобных вещей. Даже побелка стен в жилых домах только в IV в. до н. э. стала обычным явлением. Какие лепные рельефы? Какие гипсовые копии мраморных статуй? За них можно было немедленно отправиться в изгнание, а при неблагоприятных иных обстоятельствах и получить из рук сограждан чашу с ядом.

Так что же, лепной скульптуры и архитектурного декора вообще не было? В архаическую эпоху в храмовом зодчестве – были и с успехом использовались. Но не гипсовые, а терракотовые, как и на другом конце тогдашней Ойкумены – в Китае.

Дошло до нас, правда, немного. Храмы в это время строились из сырца и дерева, затем, в более поздние эпохи перестраивались из камня. Декор первоначальных зданий остался только в обломках, найденных археологами и любителями древности. Но искусство украшать архитектурные детали рельефами и орнаментами, которые мы видим в более поздних каменных храмах, зарождалось именно здесь, в терракотовой лепнине, прочной и легкой.

   


Прекрасные образцы такой лепнины мы наблюдаем в храме Аполлона в Ферме, построенном в дорическом ордере (способе создания архитектурной композиции здания и упорядочивания его элементов), распространенном в материковой Греции (чтобы не пускаться в длительные объяснения о том, что представляют собой архитектурные детали каждого ордера, приведена картинка). Из терракотового декора здесь были найдены рельефные метопы на храмовом фризе, богато орнаментированные части карниза, человеческие и львиные головы, оформляющие водостоки. Так что фасадная лепнина использовалась вовсю, но не гипсовая.   



      Терракотовые архитектурные детали

            храма Аполлона из Фермы


                                                      

                                                       

   


Использовалась терракотовая лепнина и в оформлении храмов, построенных в другом, ионическом ордере, характерном для греческих городов Малой Азии. Так, сохранилась карнизы фронтона из терракотовых плит так называемой Сокровищницы гелоян в святилище Зевса в Олимпии, украшенные изысканным лепным орнаментом.


Терракотовые карнизы Сокровищницы гелоян

в святилище Зевса в Олимпии.


Это неудивительно – греческий город Гела находился в Великой Греции (так называлась тогда область греческих колоний в Сицилии и Южной Италии). И именно здесь, у греков и живших севернее, в Средней Италии этрусков, искусство терракотовой лепной скульптуры и лепного архитектурного декора не только достигло наивысшего расцвета, но и продолжало существовать в классический период, когда в самой Греции уже безраздельно господствовал мрамор. Само слово «терракота» происходит из италийского и буквально означает «обожженная земля».

   




Так, на храме С в Селинунте фронтон был украшен не только великолепно исполненными орнаментальными терракотовыми карнизами, но и огромным, более 2,7 м лепным терракотовым рельефом, изображавшим голову Медузы Горгоны, приветствовавших всех посетителей высунутым языком и оскалившейся улыбкой. Помимо само собой разумеющегося художественного чутья и вкуса создателей, сам обжиг такого размера лепной скульптуры, несомненно, требовал высочайшего уровня мастерства.


Изображение Медузы Горгоны и лепные

терракотовые карнизы храма С в Селинунте.


   



Что до этрусков, испытавших сильнейшее воздействие греческого искусства, но не забывших и своих культурных корней, они просто делают в терракоте то, что греки ваяют из мрамора. И их лепные скульптуры и рельефы на фасадах и в интерьерах зданий лишь немногим уступают всемирно известным образцам греческой классики. Чтобы вполне ощутить это, достаточно взглянуть на прекрасных терракотовых крылатых коней из Тарквинии или на голову Гермеса из Вей, служивших убранством этрусских храмов. А богатые этрусские аристократы делали своим покойным великолепные лепные терракотовые надгробия-саркофаги.


Терракотовые крылатые кони из Тарквинии.


Расцвет же мраморного ваяния в Греции имел интересные последствия. Даже от блистательного золотого века одного художественного стиля люди со временем устают. И когда в результате походов Александра Великого и образования Римского государства в Италии мир изменился необратимо, возникла потребность искусства в новых выразительных средствах. Одним из них и стало искусство гипсовой лепки, о чем мы продолжим разговор в следующей статье.


                 


Голова статуи Гермеса из Вей. Терракота.               Надгробие семейного саркофага из Черветри. Терракота.  






ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЛЕПНОЙ ДЕКОР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ЦАРСТВ

Эллинистический мир греко-восточных империй, возникший в результате завоеваний Александра Великого, отличался от городов-государств классической Греции не только размерами государств и их богатствами (хотя и те, и другие были просто несопоставимы) но и коренной перестройкой общества. Для нас особое значение имеют два аспекта этих эпохальных изменений.

Во-первых, уходит в прошлое былое показное равенство граждан. Уже не только правители, но и просто состоятельные горожане и землевладельцы хотят и имеют возможность демонстрировать свое благоденствие. Это естественно – если население греческого полиса классического периода крайне редко превышает десять тысяч человек, то в столицах эллинистических империй – Александрии, Антиохии, Селевкии – проживает до полумиллиона. До равенства ли тут? И что, как не отделка фасадов и интерьеров жилищ, внутренних двориков, приемных залов, отображает знатность, богатство, престиж их владельца? А на мраморные отделочные плиты, скульптуры, рельефы денег хватает отнюдь не у всех. Тут-то и приходит время более дешевых материалов. И мы видим в археологических находках из эллинистических городов штуковую облицовку, в том числе с декоративным раскрашенным лепным рельефом, лепные терракотовые статуи и надгробия.

Еще более важным было то, что население эллинистических городов стало многонациональным. Здесь жили бок о бок греки, персы, египтяне, евреи, финикийцы, вавилоняне, армяне, арабы и бесчисленное количество выходцев из более мелких народностей и племен. Их художественные традиции и вкусы органично вплетались в греческую в своей основе культуру, давая самые разнообразные, порой неожиданные ветви ее мощного ствола. И в восточных провинциях этого мира под влиянием местных традиций вновь расцветает искусство декоративной художественной лепки крупных форм, как скульптур, так и рельефов, ушедшее во времена греческой классики в малые формы домашних терракотовых статуэток.

   



В эллинистическом Египте дворцы и храмы, другие престижные общественные здания отделывались, конечно, камнем, преимущественно мрамором, как и было принято в древнегреческой культуре. Однако гипсовые отливки, доработанные лепкой, здесь тоже в это время встречаются. Примером может служить украшающая собой собрание Санкт-Петербургского Государственного Эрмитажа скульптурная голова царя, вероятно, Птолемея II Филадельфа. Изготовленная с помощью технологии, отработанной в Египте за тысячи лет, она, тем не менее, демонстрирует все черты художественной традиции Древней Греции.




Голова царя (Птолемея II?). Гипс. Египет, III в. до н. э.


Еще большее значение лепная скульптура и лепной архитектурный декор получили на Востоке, где в III в. до н. э. возникают Парфянское и Греко-Бактрийское царства. Исследователи до сих пор спорят, существовала ли ранее на этих территориях, в древнем Иране, эта традиция лепки или она родилась в эллинистический период, но, независимо от этого, настоящий ее расцвет наступил именно тогда.

 

В предыдущих статьях рассказывалось о глиняной скульптуре Халчаяна, однако, в Парфии искусство изготовления лепных статуй из раскрашенной глины возникло еще до этого, причем это было именно высокое искусство, сопоставимое с лучшими образцами греческой скульптуры. Об этом свидетельствует, например, найденная российскими археологами в развалинах Нисы – резиденции первых парфянских царей – лепная голова глиняной статуи воина в типично греческом шлеме. К сожалению, это единственная находка такой блестящей сохранности, от остальных лепных статуй дошли лишь фрагменты, поэтому мы можем только предположить, какие сокровища искусства были изготовлены в технике лепнины греческими мастерами при дворе парфянских правителей.


Голова воина. Раскрашенная глина. Парфянское царство. Ниса. II в. до н. э.


Были в Нисе найдены и фрагменты гипсовых статуй, правда, совсем плохой сохранности. Однако, настоящий расцвет искусство лепной гипсовой скульптуры и архитектурного декора пережило в других областях восточных эллинистических царств.  

На западе Парфянского царства, в Месопотамии и Западном Иране бурно развивается искусство штукового архитектурного декора, как резного, так и лепного. И если во дворце в Ашшуре мы видим в штуковой отделке фасадов и интерьеров орнаментальные композиции из геометрических и растительных элементов, то в Кала-и-Йездигерд к этому добавляются лепные фигуры животных и людей, мотивы западного, эллинистического происхождения.


Парфянское царство. Дворец в Ашшуре. Штуковый декор. Рубеж эр.


На Востоке же, на территории современных Средней Азии и Афганистана, расцветает не только глиняная, но и гипсовая лепная скульптура. Интересно, что часто глину и гипс используют вместе. Такова, например, голова зороастрийского мага из Тахти-Сангина, греко-бактрийского храма. Это только начало этой традиции, настоящее мастерство приходит позже, на рубеже эр, когда политическое господство греков было свергнуто.  К великолепным произведениям гипсовой лепки относится голова чаганианского принца в высокой тиаре, еще носящая следы раскраски после изготовления.


             

    

Греко-Бактрийское царство.                  Дальверзин. Голова чаганианского прица. 

Тахти-Сангин. Голова жреца.                         Раскрашенный гипс. Рубеж эр.

Глина, гипс. III-II вв. до н. э.



 

И вершиной восточной линии эллинистической скульптуры является греко-буддийское искусство Гандхары, области на границы Афганистана и Индии. Произведения, созданные руками гандхарских скульпторов из камня, бронзы, гипса ничем не уступают средиземноморским – достаточно только взглянуть, например, на лепную гипсовую статую дэвата – буддийского духа из Хадды – одного из ведущих центров этой художественной традиции. Однако, о феномене гандхарского искусства, определившего на века традицию буддийской скульптуры всей Дальней Азии, нельзя писать в одном абзаце. Поэтому подробно о нем, как и обо всей блестящей пластике Индии, в которой значительное место занимает именно лепная скульптура и лепной архитектурный декор, мы напишем позже.



Гандхара. Хадда. Статуя дэвата. Гипс. I-III вв. н. э.

ИСКУССТВО ЛЕПНИНЫ. ТЕРРАКОТА И СТУК ДРЕВНЕГО РИМА

Странно, почему-то, когда речь идет об искусстве лепки на Востоке, в ученых трудах обычно употребляется написание «штук», как только мы переходим к античному миру Запада, везде мы встречаем слово «стук». И то, и другое слово обозначают совершенно одно и то же, строительную смесь для отделки поверхностей зданий, штукатурку, преимущественно известковую для внешних фасадов и гипсовую для интерьеров, используемую, в том числе, и для изготовления лепных скульптур и лепного архитектурного декора. В европейских языках этого нет, везде пишется итальянское по происхождению слово «stucco». Не нам ломать традицию русской науки, в зависимости от региона, о котором пишем, будем использовать оба слова, но помнить, что они абсолютно взаимозаменяемы.

Римской Республике, а затем Империи, объединившей в одно государство всю западную часть цивилизованного мира того времени, было просто предопределено судьбой стать местом не только небывалого расцвета искусств, наук, технологий, но и их рационального использования. В случае со скульптурой и декором зданий у заказчиков и мастеров был небывалый выбор техник и материалов – камень разнообразных пород, кирпич, терракота, гипс, дерево, металл, смальта, ваяние, лепка, резьба, мозаика, живопись – мы упомянули лишь основные сорта материалов и виды обработки, а ведь были еще, например, недолговечные тканевые и ковровые драпировки, стекло и прочее, и прочее. Как и сейчас, выбор того или иного декора больше определялся модой и личными вкусами. И, конечно, толщиной кошелька заказчика. Украшение интерьеров помещений лепным стуковым рельефом стоило значительно дороже росписей, тем не менее, отменный живописец мог взять за свою работу больше, нежели чем посредственный скульптор. Цивилизация, выбор, конкуренция. Однако, как правило, над декором фасадов и интерьеров римских форумов, рынков и храмов, частных домов и вилл, панелей надгробий и саркофагов работало большое количество мастеров, владевших самыми разнообразными искусствами. И те, кто делал лепные терракотовые или стуковые скульптуры и рельефы, занимали среди них достойное место.

Римляне не были отмечены печатью гениальности в изящных искусствах, они были гениями политическими, управленческими, организационными. Поэтому их художественные вкусы и традиции во многом определялись мастерами завоеванных или даже просто соседних с Римом стран. Сначала – этрусками, потом – греками, наконец – эллинизированным Востоком. Еще в первые века существования Рима в нем расцветает заимствованное у этрусков искусство изготовления лепных терракотовых статуй. Вначале они еще весьма архаичны – таков, например, лепной терракотовый акротерий (украшение крыши) храма Меркурия в Старых Фалериях (V в. до н. э.), изображающий схватку воинов. Однако двумя веками позже мы уже видим терракотовую лепку, вполне сопоставимую с греческими шедеврами. Такова прекрасно вылепленная и раскрашенная голова Аполлона, от которой, к сожалению, до нас дошел лишь обломок.


                


   


У этрусков римляне позаимствовали и сооружение лепных терракотовых рельефов и статуй на саркофагах. В этом смешанном этрусско-римском монументальном искусстве использовались и гипсовые лепные рельефы – одна из гробниц некрополей Церы (совр. Черветери в Италии) носит даже названия «Гробница стуков» или «Гробница рельефов». А лепная терракотовая крышка погребальной урны из Вольтерры (II в. до н. э.) с изображением супругов уже мастерски, в лучших традициях эллинизма, передает индивидуальные черты покойных.





Однако, в том же II веке до н. э. искусство изготовления гипсовой и, в меньшей степени, терракотовой лепнины переживает серьезный кризис. Связан он был с тем, что в состав Римской Республики вошли территории материковой и малоазийской Греции и в Рим хлынули искусные скульпторы этих земель, принеся с собой не только художественные вкусы, но и представления о престижности тех или иных материалов. Владыки всего мира должны были использовать лучшее – и с этого времени в римской скульптуре воцаряется мрамор. Лепные терракотовые и гипсовые скульптуры на время уходят в тень.

Но мастера лепки так просто не сдались. Камень, даже мрамор трудно обработать так же тонко, как лепную гипсовую панель. В I в. до н. э. стук вновь обретает свое достойное место, которое он будет занимать до самого конца империи. Это – интерьерная отделка лепным декоративным рельефом. Главные части этих рельефов лепили от руки, второстепенные и орнаментальные элементы отливали в формах, а от руки дорабатывали позже. В отличии от живописи, такой лепной скульптурный рельеф стоил дорого и встречался лишь в изысканных памятниках. К рубежу эр искусство стукового декора полностью сформировалось и приносило изысканные плоды еще несколько веков.

.

   


Стуком моделировался не только изящный декор, но и более простые элементы отделки, например, каннелюры у колонн, как в Доме Оленей в Геркулануме. Однако, это могли делать и просто мастера-штукатуры, сами же художники сосредотачивались на благородных, филигранных и стильных стенных гипсовых панелях, украшенных лепными рельефами. Помимо традиционных растительных орнаментов мы видим на этих гипсовых рельефах рыб, диких и домашних животных, людей, богов – в зависимости от назначения помещения и вкусов заказчика.



 


Например, на сводах потолков в мужской части (так и хочется сказать «мужском отделении», как в наших банях) терм в Стабии, над отдыхающими парят лепные полуобнаженные фигуры юных женщин.  Крылатая же юная дева со свода обычного помещения римской виллы, несмотря на романтический образ, одета совершенно пристойно, нисколько не нарушая принятый в обществе дресс-код. Мы не будем здесь приводить лепные гипсовые эротические рельефы и статуэтки из римских публичных домов – лупанариев, однако, поверьте, они с блеском соответствовали разыгрывавшимся там «вживую» сценам (иногда, правда, несколько гиперболизируя происходящее). Зато можно посмотреть еще несколько изящнейших лепных стуковых рельефов, хранящихся в различных музеях мира.


Пользовались достаточной популярностью и лепные терракотовые рельефы и статуи. Терракотовый рельеф с изображением, видимо, Аполлона, по стилю и искусности вполне сопоставим со стуковыми. Великолепна и статуя Клио, музы истории из Порта-Латина I века н. э.


           

Именно в римской скульптуре и в римском архитектурном декоре лежат основы позднейшего развития этих искусств в европейской культуре. В том числе и в искусстве Российской империи, давшем изысканные образцы лепной скульптуры и лепного архитектурного декора дворцов, храмов, особняков Санкт-Петербурга и Москвы.

Достигнув своей вершины вместе с Римской империей, к концу ее существования искусство лепной гипсовой и терракотовой скульптуры и лепного декора также постепенно приходит в упадок и вскоре после ее падения в Европе почти совершенно забывается. Сильные, смелые и яростные, но при этом неотесанные варвары любят камень, дерево, металл, им чужды тончайшие изыски стука. Чтобы воскреснуть, этому искусству потребуется почти тысяча лет.

Но – Европой мир не исчерпывается. Есть и другие цивилизации с не менее развитыми художественным вкусом, чем у греков и римлян. И у них искусство лепнины продолжает существовать и развиваться.

ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР ИРАНА В ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Наверное, не было в древности страны, где в украшении архитектурных сооружений столь широко использовался лепной декоративный гипсовый (штуковый) рельеф, как в Иране при последних царях парфянской династии Аршакидов и следующей за ними династии Сасанидов. Это особенный феномен и корни его надо искать в самой политической истории тех государств.

В раннепарфянские времена – до рубежа нашей эры – парфянское общество ориентировалось на эллинистическую, греческую традицию, собственно, само Парфянское царство было одним из государств эллинизированного Востока, пусть и своеобразным, в основном с иранским и арамейским (семитским) населением и с кочевнической по происхождению царской династией. В нем господствовала веротерпимость, греческий был одним из межнациональных языков, во многом эллинскими были и законы, и общественные отношения. Однако, с середины I века до н. э. Аршакидам и сменившим их в III веке н. э. Сасанидам пришлось столкнуться с экспансией Рима, захватившего все эллинистические государства Египта, Малой Азии и Ближнего Востока и отнюдь не закончившего на этом свои претензии, выступая единственным наследником греческого мира и греческой культуры. Перманентные походы, а, по сути, непрерывная война с недолгими перемириями, продолжалась между Римом и иранскими царствами Среднего Востока в течении четырехсот лет, фактически, до распада империи и превращения ее восточной части в Византию. Это, впрочем, мало повлияло на ситуацию, византийско-персидские войны шли и шли одна за другой вплоть до арабских завоеваний.

Однако, максимум, что удавалось императорам Запада – кратковременно подчинить отдельные территории, быстро отпадавшие при следующих правителях. Цари Ирана отстояли свою независимость в многовековой борьбе с самым грозным противником тех времен. Но это привело к обращению к местным культурным и политическим традициям во всем – от дворцового церемониала до письменности и традиционной иранской зороастрийской веры. И, в том числе, демонстративному культивированию своих, особенных черт в искусстве. Так, например, в архитектуре стали господствовать крытые парадные айваны (летние террасы) арки и купола. А в архитектурном декоре помещений – гипсовые рельефы, называемые «резным штуком», но, на самом деле, изготавливаемые всеми тремя способами обработки – отливками в формах, лепкой и резьбой.

Конечно, употреблялись и живопись, и мозаика, но рельеф из гипса, в том числе и лепной стал просто фирменным стилем эпохи. Им украшались царские дворцы, храмы, жилища аристократов и состоятельных граждан. С гипсом работали самые выдающиеся скульпторы Ирана того времени, создававшие в этом материале настоящие шедевры.


  


Вот позднепарфянские гипсовые рельефы из Кала-и-Заххак в Иранском Азербайджане. На них мастерски, с применением разных технологий работы по штуку, в том числе и лепки, изображены различные сюжеты – воин, выставивший перед собой щит и готовящийся нанести удар и хищная птица, когтящая змею. Обе эти темы мужской субкультуры, война и охота, были ведущими на рельефах, украшавших приемные или пиршественные залы. Неудивительно, ведь именно здесь в это время, на несколько веков раньше, чем в Европе, уже сформировались принципы феодальных отношений, которые будут пронизывать все средневековое общество. Это и вассалитет, при котором не только вассал обязан сеньору своей службой, но и сеньор обязан всячески помогать вассалу и защищать его, расторгнуть же этот скрепленной присягой договор, в случае невыполнения его другой стороной, имеет право каждый из них. Это и знаменитый принцип «вассал моего вассала – не мой вассал», и другие законы и правила взаимоотношений, позволяющие младшему партнеру сохранять достоинство. «Цари царей» Ирана вовсе не были абсолютными и безраздельными властелинами, они могли распоряжаться службой, зачастую – жизнью, но не честью своих подданных. Честь и достоинство хозяина дома или замка должны были быть подкреплены его силой, мужеством, удалью. Эти качества символизировали охота и битва – и без этих сюжетов, исполненных, в том числе и лепкой, в гипсе, не мыслилось ни одно парадное помещение.

   

С утверждением династии Сасанидов искусство лепной скульптуры и декоративного рельефа еще более отступает от эллинских канонов, иранизируется, обращается к древнеперсидским истокам. Позы и лики обретают статичность и торжественность вне зависимости от того, изображают ли они персидских вельмож, как лепная статуя сасанидского аристократа из Тегеранского национального археологического музея, богинь, как «дама под аркой» из Барз Кавале, изготовленная в смешанной технике с применением лепки или зверей, симметричных и в геральдических позах, как крылатые собаки – сэнмурвы и обезьяны на том же декоративном рельефе или козлики на гипсовой панели в музее в Цинциннати.



   

Вообще, зверей и птиц, как реальных, так и вымышленных, изображать в сасанидском Иране на штуковых панелях любили, они и сопрягались с темой охоты, и оживляли бесконечные плетенки геометрических орнаментов и растительных побегов в архитектурном декоре. Среди них особое место занимает собакоптица Сэнмурв. Помимо своего мифологического происхождения, он почитался еще и покровителем правящей династии.



Гипсовая панель с крыльями, надписью на пехлеви – среднеиранском языке – и жемчужным орнаментом сбоку, скорее всего, украшала зороастрийский храм или домашнее культовое помещение – капеллу. А вот две гипсовых лепных скульптуры обнаженных женщин из музея Бастан в Тегеране производят странное впечатление. Совершенно не напоминая веселых и бесстыжих римских куртизанок, они стеснительно прикрывают руками грудь и чресла с напряженным, а, может быть, даже торжественным выражением лица. Что это – сюжет, сказочный или мифологический, или просто восточное неприятие к изображению обнаженного тела?


    

Государству Сасанидов не повезло, оно первым оказалось на пути рвущегося к мировому господству юного ислама. Уже в середине VII века все было кончено, арабы захватили всю территорию Ирана и ринулись дальше, в Среднюю Азию. Запрет на изображения животных и людей сковал творчество иранских мастеров, вынудив их перейти к сугубо орнаментальным мотивам. Так родилось искусство резного ганча – так называли гипсовый штук на исламском Востоке – существующее и поражающее своей изысканностью вплоть до настоящего времени.

Однако и фигуративная скульптура и фигуратвный гипсовый рельеф подспудно существовали. Царь, восседающий на коне со штуковой панели из того же музея Бастан относится уже к исламскому времени, однако воспроизводит торжественные сасанидские архитектурные рельефы. Наконец, настоящее возрождение фигурных изображений в Иране происходит в сельджукское время, в XI-XII веках, когда Иран был захвачен кочевниками-тюрками. Дворцы их правителей украшают скульптуры воинов с типичными ценральноазиатскими чертами и декоративные архитектурные рельефы с батальными сценами. Все тот же гипсовый штук, все та же комбинированная технология, включающая отливку, лепку и резьбу.

   


Эти умения будут существовать в Иране всегда, породят искусство персидской миниатюры и воскреснут в новое время в иранской живописи, скульптуре и кинематографии. Прекрасное можно заставить скрываться и прятаться, но уничтожить его нельзя.

ГРЕКО-БУДДИЙСКАЯ ГАНДХАРА. ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЛЕПНОЙ ДЕКОР. ТЕРРАКОТА, ГЛИНА, ГИПСОВЫЙ ШТУК

Немного найдется в истории культурных феноменов, которые бы предопределили развитие искусства, творчества, ремесла- кое выражалось в архитектурном декоре, гипсовой лепнине, каменной скульптуре и не только, на огромной территории в течении многих столетий. Как правило, это происходит, когда встречаются уже разработанные и осознанные манера и стиль и новое, яркое, набирающее все большую силу мировоззрение. Глубокому содержанию растущей и расцветающей духовной традиции нужна форма, в которой оно может себя адекватно выразить – и когда это совмещение происходит, созданное мастерами не перестает восхищать не только современников, но и потомков на протяжении десятков, а то и сотен поколений, что доказывает архитектурный декор, лепная скульптура и прочие ваяния талантливых мастеров.


Греки появились на территории Северо-Западной Индии, в Пенджабе, западная часть которого с прилегающей территорией Афганистана в древности носила имя Гандхары, вместе с войсками Александра Великого. Правда, их политическое господство там было недолгим. Уже через пару десятков лет эти территории вошли в состав индийской империи Маурьев, и среди них стала активно распространяться новая вера. Основатель этой веры, Сиддхартха Гаутама, принц, добровольно ставший нищим аскетом и отшельником, а затем «просветленным», Буддой, проповедовавшим новый путь спасения, жил всего за двести лет до этого. Учение Будды, говорившее о мире, как бесконечном круговороте иллюзий, и о необходимости опоры на личное внутреннее совершенствование, пришлось эллинам по вкусу. Они, прошедшие в победах и поражениях от Эгейского моря до Инда, видевшие взлеты и падения империй и их властителей, были вполне готовы воспринять это учение, дающее силы и свободу от привязанностей ко внешнему миру и собственному «Я». Через несколько поколений буддистов среди греков было уже столько, что, когда на престол взошла новая династия и на буддистов начались гонения, греко-бактрийский царь Деметрий под предлогом защиты единоплеменников вторгся в Пенджаб и основал там греко-индийское царство.


Начался золотой век греко-буддизма. Один из преемников Деметрия, Менандр, стал одним из трех величайших покровителей буддизма в древности, закончив жизнь просветленным отшельником. На престолах многочисленных государств Гандхары греческих властителей сменяли парфянские, скифские, затем эта территория вошла в Кушанскую империю, потом пришли эфталиты, их место заняли индийские властители – все лишь подтверждало тезис о непостоянстве иллюзорного мира. А тем временем мастера страны создавали на греческой основе новое искусство, сумевшее понятно и доступно отразить суть вероучения. Лепная скульптура и лепной архитектурный декор интерьеров и фасадов храмов и дворцов были одним из ведущих направлений в этом искусстве.


«…с одной стороны эти изображения всецело передают ощущение внутреннего мира, который достигается следованием пути Будды, с другой стороны они оставляют ощущение людей, которые ходили, говорили, спали так же, как и мы. На мой взгляд, это очень важно. Эти фигуры вдохновляют не только потому, что описывают общую цель, но и потому что передают чувство, что простые люди, как и мы, могут достигнуть её, если постараются…». Так пишет об искусстве Гандхары Далай Лама XIV, величайший буддийский авторитет современности.


Перед греческими мастерами, а потом и перед воспринявшими эллинские традиции скульпторами, художниками, резчиками, лепщиками всех народов страны стояла задача сложнее, чем у их западных коллег. Там надо было создавать искусство великих империй, что умели уже тысячи лет. Здесь нужно было в искусстве передать новое мировоззрение, подобного которому не было. Скульпторам Гандхары приходилось начинать практически с нуля – к изображению Будды ранее даже не подступались, использовались лишь символы. И они решили эту задачу настолько блестяще, что, не в последнюю очередь, благодаря их художественным находкам, буддизм стал одной из мировых религий.


Скульпторы работали как в камне, используя серый сланец, добывавшийся в этих местах, так и в гипсовом штуке, терракоте, глине, блестяще владея и резьбой по камню, и созданием лепных изображений. Но какая техника бы не использовалась, им нужно было передать в своих творениях отраженное в красоте внешнего облика внутреннее духовное состояние спокойствия и сосредоточенности, характерное для Будды и бодхисаттв – других просветленных существ.

   




Разумеется, канонический облик основателя учения складывается не сразу. Каких только различных версий образа Будды, опознающегося по ушнише – особой выпуклости на темени и оттянутым мочкам ушей, мы не видим в гандхарской лепной скульптуре и лепном декоре! Одни выражением лиц напоминают римских императоров во время триумфов, другие – скептически окидывающих взглядом все происходящее греческих философов, третьи – внимательных судей или следователей, четвертые просто находятся где-то на грани сна и яви. И все это – отточенная эллинистическая лепная скульптура, с ее умением как передать общее, так и изысканно очертить детали.





   



Канон постепенно нащупывается и к середине I тысячелетия Будда уже обретает хорошо знакомый нам по позднейшей лепной скульптуре и архитектурному декору Востока облик сидящей в медитации фигуры с полуприкрытыми веками, одновременно отрешенной от эмоций, но внимательной и милосердной. Схожее выражение мы видим и у менее распространенных стоящих фигур. Эта визуализация состояния просветления станет основной в буддийском искусстве вплоть до настоящего времени.



   


Именно тогда, при кушанском царе Канишке, еще одном из великих покровителей буддизма, IV буддийский собор формулирует учение Махаяны, согласно которому достигшие просветления не обязательно, как Будда, уходят в нирвану, они могут и остаться здесь, в этом мире, помогая достичь просветления другим существам. Образы этих просветленных существ, бодхисаттв, в гандхарском искусстве значительно разнообразней даже по нюансам выражений лиц, не говоря уже о прическах и одеждах. Хотя, конечно, спокойствие и отрешенность неизменно присутствуют.






В полной мере эллинская основа гандхарского искусства дает о себе знать в изображениях обычных людей. Здесь и в каменной, и в лепной, и в гипсовой скульптуре, и в декоративном рельефе создаются образы, по динамичности, экспрессии, эмоциональности не уступающие лучшим образцам эллинистического искусства Запада.

   




Вот лепная терракотовая мужская голова. Кто бы это ни был – воин, правитель, жрец – мы видим мужественный, волевой, даже суровый характер человека, привыкшего повелевать и нести ответственность за свои решения.





   



Интересна молодая дама на лепном терракотовом рельефе, стоящая, опершись о стену. Несмотря на позу, лишь подчеркивающую ее соблазнительность, выражением лица она похожа на основных персон гандхарского искусства – Будду и бодхисаттв. Может быть, она и не в медитации, но спокойствие и отрешенность в ней очень заметны. Вероятно, это дакини – просветленный женский дух. Буддизм заимствовал в индуизме представление о том, что носители высокого духа обладают и телесным совершенством.






Кочевники севера, как всегда, впрочем, у цивилизованных народов, на лепных скульптурах и рельефах изображаются людьми варварскими, алчными, недобрыми и, в целом от просветления весьма далекими. Что на их лицах, соответственно, и отражается. И какое отличие от них представляет собой украшавшая, вероятно, фасад храма или дворца лепная гипсовая мужская голова с эспаньолкой, преисполненная благородства!


       

   



Немалое место в искусстве Гандхары занимал образ Геракла. Видимо, именно тогда его иконография перешла на образ Ваджрапани – бодхисаттвы могущества и защитника Будды, до сих пор, даже в далекой Японии, часто изображающегося с бородкой.







 И уже впечатление чуть ли не европейского средневековья оставляет лепная скульптура молящегося слуги из гипсового штука. Во всяком случае, внутренняя напряженность и психологизм в ней уже совершенно не античные. Примером же прекрасного лепного гипсового рельефа - архитектурного декора храма - может служить дама, поддерживающая три розетки – символ «Триратны» - трех драгоценностей буддийского учения.


       

Совершенство лепной скульптуры, доведенная до абсолюта технология изготовления статуй и рельефов, элементов лепного декора из, в общем-то, не самых прочных материалов – гипса, глины, терракоты – просто поражают. В приведенных иллюстрациях нет ни одной каменной скульптуры, и тем не менее, все они дошли до нас практически без утрат. И это – лишь ничтожная часть сохранившихся до настоящего времени гандхарских лепных скульптур и рельефных групп.

Процветавшая здесь скульптурная школа дала жизнь двум мощным ответвлениям, охватившим весь буддийский мир. Одно из них прошло через Южную Индию на Цейлон, в Индокитай и на Яву, и расцвело блестящими архитектурными и скульптурными ансамблями, из которых наиболее известен Ангкор-Ват. Северная ветвь же породила раннесредневековую скульптуру и архитектурный декор в странах Шелкового Пути – в Средней Азии, в Восточного Туркестане, в Китае, и здесь господствовала именно лепнина.

Этими тропами мы и направимся дальше.

ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЛЕПНОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР ШЕЛКОВОГО ПУТИ. ГИПС, ГЛИНА, ТЕРРАКОТА.

Пока скульпторы Гандхары искали художественные образы, в которых они бы смогли воплотить суть и смыслы буддийского учения, проповедники новой веры проникали во все уголки Ойкумены того времени. И если на Западе их успехи были весьма скромны, в лучшем случае ограничиваясь созданием небольших буддийских общин, не сыгравших значительной роли в истории и культурной жизни, на Востоке дело обстояло иначе. Территория юга Средней Азии с самого начала входила в Кушанскую империю, и здесь, фактически, с рубежа эр, буддизм, если и не стал государственной религией, то получил статус максимального благоприятствования. А со II в., со времен Канишки начинается интенсивная, если не сказать, массовая проповедь буддизма на северо-востоке, в оазисах Восточного Туркестана и в Китае. Возможно, это даже носило черты государственной политики и недаром самой яркой фигурой буддийской миссии в Китае был ставший монахом принц одного из индо-парфянских княжеств, Ань Ши-гао, как именовали его китайцы. Вместе с буддизмом, вдоль существующих с древности торговых путей, проникает новое, греко-буддийское искусство, как и в Индии, выражая себя, прежде всего, в скульптуре – каменной, бронзовой и, конечно, лепной – глиняной, гипсовой, терракотовой.

На север и восток Средней Азии, в Восточный Туркестан, в Китай везут готовые произведения искусства. Что еще важнее, оттуда в Индию едут учиться мастера, и перенятые технологии, образы, художественные приемы используются не только для создания изображений буддийской тематики – они начинают в дальних странах самостоятельную жизнь в скульптурах, рельефах, лепном архитектурном декоре храмов других религий, в светском искусстве, в бытовых поделках.

Пути из Средиземноморья, Ирана, Индии в Китай в начале нашей эры были уже хорошо известны. Они были трудны, приходилось подниматься к перевалам высочайших гор и неделями брести с верблюдами от колодца к колодцу в песчаных и каменистых пустынях. Однако, пока Кушанская империя и империя Хань были могущественны, риск был не запредельным, в оазисах стояли города и замки, чьи правители имели свой профит с проходящих караванов и, разумеется, старались следить за состоянием путей и охранять купцов. Много хуже стало в III-IV веке, когда империи развалились, набеги кочевников опустошали край, а владетели погрязли в междоусобицах. Поток товаров в обе стороны превратился в пересыхающий ручеек, многие люди, отправлявшиеся за тридевять земель за учением и совершенствованием, не возвращались.

Зато, начиная с V века, система путей и движение торговцев начинает восстанавливаться, а в середине VI в. в степях и оазисах Азии устанавливается твердая власть – сначала Тюркского каганата, затем китайской империи Тан. Два века система трансконтинентальной торговли работает, как часы, и только после захвата арабами Средней Азии и гражданской войны в Китае в VIII в. она приходит в упадок, и то не сразу. Это – золотой век сети трасс, получившей название Шелкового Пути, золотой век распространения буддизма вплоть до Кореи и Японии. И золотой век каменной, бронзовой и, может быть, в первую очередь именно лепной скульптуры и лепного декора из гипса в городах и монастырях вдоль этих дорог.

В Средней Азии наиболее распространенный способ изготовления лепных скульптур и архитектурного декора включал несколько этапов. Сначала изготовлялась болванка из специально замешанной и подготовленной, выдержанной глины, часто с деревянным или тростниковым каркасом. Затем она обматывалась тканью и сверху наносилась гипсовая смесь, называемая в этих местах ганчем, по которой уже моделировались детали. Иногда, особенно в рельефах, гипс для верхнего слоя не использовался, и моделировка делалась непосредственно по глине. Постепенно все более распространяются отливка отдельных частей скульптуры и штамповка деталей, в особенности, повторяющихся, как кудри. Готовые скульптуры и элементы лепного декора раскрашивались или, нередко, покрывались тонкими листами золота.

К сожалению, эта технология не позволяла достичь такой степени прочности скульптур и элементов лепнины из гипса, какую мы видим в Гандхаре. Господство ислама с его неприятием изображений людей, тоже, мягко говоря, не способствовало их сохранности, многие дошли до нас в обломках или с отбитыми и уничтоженными головами. Однако, то, что чудом сохранилось, а потом попало в руки высококлассных реставраторов, демонстрирует все тот же высочайший уровень искусства лепной глиняно-гипсовой скульптуры и архитектурного декора. 


Вот голова Будды из пещерного монастыря Кара-Тепе вблизи современного Термеза (Южный Узбекистан). Несмотря на существенные утраты, мы видим все тот же канонический образ медитирующего Будды с приспущенными веками и полуулыбкой на лице. Зато сохранившиеся поверх ганча и подновленные реставраторами краски, золотая на лице, темная, почти черная на волосах и красная с оставленными белыми участками на нимбе, дают возможность понять, как выглядели в древности великолепные лепные статуи и рельефы Гандхары. А на лике Будды из расположенного неподалеку монастыря Фаяз-Тепе были раскрашены только брови, зрачки, губы.


            


     Голова Будды. Кара-Тепе. Глина, гипс. II-III вв.                         Голова Будды. Фаяз-тепе. Глина, гипс. II-III вв.


     






Неплохо сохранилась и глиняно-гипсовая статуя бодхисаттвы сострадания Авалакитешвары из храма вблизи Дальверзин-Тепе. Образ здесь еще совершенно гандхарский, разве что лицо чуть более округлое, как, впрочем, и у упомянутых выше лепных статуй Будды. Еще одна характерная черта среднеазиатских скульптур – отсутствие усов на лицах святых.




Бодхисаттва Авалокитешвара.

Дальверзин-тепе. Глина, гипс. II-III вв.


С распадом Кушанской империи буддизм утерял поддержку могучего государства и стал лишь одной из религий сменивших ее царств и княжеств Средней Азии, в основном, весьма светских и веротерпимых. Теперь уже буддийские лепные гипсовые статуи и рельефы составляют только часть дошедших до нас скульптурных образов. Впрочем, именно к этому, уже раннесредневековому времени, к V-VIII веку, относится, вероятно, самый знаменитый буддийский ансамбль Средней Азии – Аджина-Тепе, раскопанный советскими археологами, как и другие упомянутые здесь объекты. 


            

При этом известная всему миру огромная 12-метровая глиняная статуя Будды в нирване является лишь одним из скульптурных шедевров лепной скульптуры и архитектурного декора этого монастыря.


   



Не менее хороша голова сидящего Будды, тоже немаленькая, размер всей статуи должен был быть около 4 м. Интересно, что для этих огромных лепных статуй сначала возводился постамент, на него впритык к задней стене укладывались сырцовые кирпичи, создавая остов будущей скульптуры и приблизительно воспроизводя ее общую форму, и только затем полученная конструкция обмазывалась толстыми слоями глины и отделывалась с поверхности.





Голова Будды. Аджина-тепе. Глина, гипс. VII-VIII вв.



      

Прекрасны и сохранившиеся головы небольших лепных скульптур бодхисаттвы и монаха из этого монастыря. Они могут быть и фрагментами архитектурного декора.Обращает на себя внимание, что лепка лица на скульптурах значительно более лаконична, даже минималистична по сравнению с реализмом классических гандхарских статуй. Те мастера одной ногой еще были в эллинском прошлом. Здесь же уже чувствуется дыхание будущего центральноазиатского стиля.



Голова бодхисаттвы. Голова монаха. Аджина-тепе. Глина, гипс. VII-VIII вв.


Интересно, что в небуддийском, светском искусстве раннесредневековой Средней Азии прослеживается как индийское, гандхарское, так и иранское, парфяно-сасанидское влияние. Гипсовые скульптуры и лепной декор дворца правителей Бухары в Варахше, скорее, имеют иранский источник. Зато лепные изображения аристократов из Куев-Кургана значительно больше походят на гандхарские.


      

Рельефы дворца бухар-худатов в Варахше. Гипс. VII-VIII вв.           Лица представителей знати. Куев-Курган. Глина, гипс. V в.


   


И уж совсем эллинистический по образности, пластике, иконографии лепной глиняный рельеф, изображающий морских богов и иных существ, мы видим в храме Пенджикента. Его поздняя датировка – VI-VII вв. – говорит о том, что связи с Индией не прерывались и в это время.




Лепной рельеф с морскими существами. Пенджикент. Фасад храма, айван. Глина. VI-VII вв.



Прекрасное искусство лепной скульптуры и гипсовой лепки в Средней Азии, как и в Иране, сошло на нет с приходом ислама, заменившись декоративной резьбой. А вот дальше на восток, в Восточном Туркестане, придя из Индии и Средней Азии, оно существовало еще много веков. В чем мы и убедимся далее.

ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЛЕПНОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР ШЕЛКОВОГО ПУТИ - 2

Перевалив хребты Памира и Тянь-Шаня на пути в Китай, торговые караваны и странствующие монахи оказывались на территории Восточного Туркестана, где никогда не ступала нога греческих завоевателей. Эта страна была известна античным писателям как далекая полулегендарная Серика или Сериндия. Зато ее уже отлично знали китайцы под именем Синьцзяна – «Западного края», куда они совершали походы разной степени успешности всю эпоху Хань (II в. до н. э. – III в. н. э.). В этой огромной пустынной стране жизнь и цивилизация сосредотачивалась в двух цепочках оазисов, идущих с запада на восток между горами и пустыней Такла-Макан, северной, по южным предгорьям Тянь-Шаня, и южной, к северу от хребта Кунь-Лунь. Все империи, которые захватывали эту область, осуществляли лишь верховный контроль над этими цепочками городов-государств, каждый из которых жил своим укладом.

Торговцы и проповедники предпочитали, в зависимости от климатических передряг и политических коллизий, то по южную цепочку городов – Хотан, Черчен, Лоулань, то северную, проходившую через Кашгар, Кучу, Карашар, Турфан. Обе ветви пути сходились у Дуньхуана. Мы перечислили только самые крупные центры, но буквально везде, даже в самых мелких городках и обителях мы находим раннесредневековые лепные скульптуры и рельефы, универсальный маркер движения в Китай буддийских проповедников и сопутствующих им мастеров-скульпторов.

Строительство монастырей и украшение их гипсовыми и глиняными скульптурами и лепным декором начинается здесь еще в первые века нашей эры. Поэтому неудивительно, что мы видим изрядное количество статуй и архитектурных рельефов, созданных еще в совершенно гандхарской традиции, взять, хотя бы, раскрашенный гипсовый фрагмент декора одного из помещений монастыря в Хотане, изображающий летящего небожителя. Или, например, лепные терракотовые скульптуры из Тумшуга – голова бодхисаттвы и многофигурный декоративный рельеф, украшавший, видимо, интерьер какого-то храмового помещения.


    


    Тумшуг. Голова бодхисаттвы. Рельеф с изображением деяний другого бодхисаттвы. Терракота. VI-VII вв. до н. э.


В VII-IX веках за оазисы Восточного Туркестана – средоточие Шелкового Пути, его основные узлы – схватываются крупнейшие государства Азии того времени – империя Тан, Первый и Второй тюркские каганаты, Тибетская империя, Уйгурский каганат. Борьба идет с переменным успехом, но не сильно влияет ни на торговлю, ни на строительство новых и перестройку ( реконструкцию, реставрацию) старых монастырей. Ни резать курицу, несущую золотые яйца, ни обижать властителей умов и душ достаточно дальновидные правители не хотят.

Так что искусство по-прежнему процветает. Лепная гипсовая скульптура постепенно обретает новую стилистику. Изображения на скульптурах и декоративных рельефах становятся более условными, лаконичными, тем не менее, сохраняя присущую им выразительность, а иногда, в подобающих сюжетах, и экспрессию. Гипсовый бодхисаттва из Карашарского оазиса, например, дышит спокойствием, а воин из раскрашенной глины, найденный в расположенном неподалеку монастыря в Шикшине – напряжен, горд и внимателен, как подобает на поле боя.


        


Голова бодхисаттвы. Карашар. Гипс. VII-VIII вв.           Голова воина. Шикшин. Раскрашенная глина. VII-VIII вв.


То же обобщение, постепенное возрастание условности мы наблюдаем на лепных скульптурных терракотовых головах бодхисаттв из Кучи. На одной из них, объемной, раскраска реставрирована, на другой, барельефной, являющейся частью архитектурного декора, краска сохранилась лишь фрагментарно.


        


       Головы бодхисаттв. Куча. Раскрашенная терракота. VII-VIII вв.


   

Обратим внимание, что лики бодхисаттв стали еще более женственными. Если бы не тонкие усики, вряд ли бы их отнесли к изображениям мужчин. Вероятно, ведущей в формировании этого нового образа стала идея бесконечного милосердия, ассоциирующаяся, прежде всего, с женщинами. Отсюда это сознательное избегание грубых, рельефных мужских черт.

Брутальные образы остаются демонам, что прекрасно видно на лепной терракотовой голове из Кочо, фрагменте декоративного рельефа. Интересно, что позднее, в тибетском и, затем, монгольском искусстве на этой иконографии будут основываться образы уже не демонов, а гневных божеств, охранителей веры, знакомые нам по тибетским тханкам и лепным маскам персонажей мистерии Цам.


Голова демона. Раскрашенный гипс. Кочо. VII-VIII вв.


 Еще в IV-V веках в Восточном Туркестане возникают и на протяжении веков расширяются до огромных архитектурных ансамблей буддийские пещерные монастыри, в каждом из которых до настоящего времени сохранились сотни и тысячи лепных скульптур и рельефов, часто объединенных в громадные многофигурные композиции.

Лепной скульптуре и лепному архитектурному декору каждого такого монастыря можно посвятить отдельную толстую книгу, поэтому любое описание их здесь будет неполным. Пожалуй, наиболее известен из этих монастырей ансамбль Могао или Цяньфодун – «Пещера тысячи будд» вблизи Дуньхуана, на востоке Синьцзяна, уже неподалеку от территории собственно Китая. Пещерный монастырь был основан в IV веке и просуществовал тысячу лет.


  


Цяньфодун («Пещеры тысячи будд») Близ Дуньхуана. Лепная гипсовая и глиняная скульптура. IV-XIV вв.


Чего мы только не видим здесь – и огромного будду в нирване, и сидящих в медитации других будд, и стоящих бодхисаттв, и охраняющих их покой воинов, и драконов и змей на настенных рельефах! Стены за этой высококачественной, пережившей века, лепной гипсовой и глиняной скульптурой, расписаны живописью по штукатурке на буддийские сюжеты. Эти скульптуры и фрески кажутся неисчислимыми и сейчас, при том, что в начале XX века часть их была вывезена исследователями в ведущие музеи мира, в том числе и в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, славящимся своим величественным фасадным декором и дворцовым интерьером из гипсовой лепнины покрытой позолотой и живописью, созданным талантливыми архитекторами, скульпторами, лепщиками, художниками.

Заметно, что многие лики здесь более монголоидны. Это не только территориальная близость к Китаю, но и более позднее время их создания, когда Восточный Туркестан уже не один век был под властью китайских династий.


          


      Пещерный монастырь Майцзишань близ Ланьчжоу. Глиняная и гипсовая лепная скульптура. V-XVII вв.


И уже, практически, на территории собственно Китая, принадлежавшей ему еще с древности, находится пещерный монастырь Майцзишань, основанный в пятом веке, существовавший почти до семнадцатого и лишь немногим уступающий Могао по обилию лепной скульптуры и рельефов. Лица здесь уже совершенно азиатские, однако спокойствие мирных святых и экспрессия их защитников, окрашенных, вдобавок, в красный цвет – признак ярости, остается неизменным. Очень выразительны и просто люди выполненные так же лепной техникой, – скептичен и даже хмур отшельник, благородны и собраны двое мужчин, вероятно, донаторов.


    


     Пещерный монастырь Майцзишань. Архат (отшельник). Донаторы? Раскрашенная глина.


   



В самом же Китае, с его гораздо более влажным климатом, глиняная и гипсовая скульптура распространения не получила. От той эпохи великолепной династии Тан нам известны лишь отдельные вещи, как, например, голова  скульптуры из глины и гипса, изображающая бодхисаттву. Несмотря на века и тысячи миль, в ней узнаются гандхарские прототипы, пусть и сильно стилизованные.






Голова Бодхисаттвы. Глина, гипс. Китай, династия Тан VII-X вв.


Зато в это время в Китае обожали лепные, а затем раскрашенные терракотовые фигуры и фигурки. Глядя на них, совершенно живых, изображавших все слои общества и все народы, жившие в империи Тан, в пору своего могущества простиравшейся от Желтого Моря до Каспийского, мы в состоянии представить себе всю яркость, пестроту и многоликость этой давно ушедшей жизни, но оставившей после себя, монументальные лепные скульптуры и архитектурный декор.


      


    Терракотовая лепная скульптура эпохи Тан. Китай. VII-X вв.


Здесь Шелковый Путь упирался в море, за ним, в Корее, Японии, Индонезии в средние века скульптурные шедевры не уступали тем, о которых мы уже писали, однако лепная скульптура и гипсовый декор здесь почти не делался. Камень, бронза, дерево.

Однако, гипсовая скульптура Восточного Туркестана дала еще одно любопытное ответвление. Далеко на севере, в Сибири, в Минусинской котловине (территория нынешней Хакасии и юга Красноярского края) какая-то группа племен, переселившаяся с юга, принесла обычай ставить гипсовые бюсты, передававшие облик кремированного покойного, в погребальные склепы. Изготовлялись они из гипсово-известковой смеси с добавлением глины, частично лепкой, частично отливкой, насчет технологических нюансов этого процесса исследователи пока не пришли к единому мнению. Однако, то, что это портреты покойных, не подлежит сомнению, как и то, что среди них, несмотря на то, что это самый край тогдашней Ойкумены, встречаются настоящие шедевры лепных рельефов и бюстов. Культуру этих племен называют таштыкской и датируют V-VII веками.


     


   Лепные гипсовые погребальные скульптуры таштыкской культуры. Сибирь. Минусинская котловина. V-VII вв.


Мы прощаемся с Шелковым Путем. Мы проследили, как вдоль него с запада на восток распространялись технологии и образы, благодаря которым создавались лепные скульптуры и рельефы, другой декор, украшавший монастыри, дворцы, храмы. Однако, было бы правильным напоследок отдать должное творцам и строителям этой системы международной торговли, превзойдут которую лишь в эпоху Возрождения. Торговали на этих путях все народы, но вели дипломатические переговоры, разрабатывали логистику, осуществляли общий контроль архитекторы этой системы – согдийцы, расселившиеся из средней Азии колониями от Крыма до юга Китая. Вот они изображены на танских терракотовых лепных скульптурах – хитрые, умные, дальновидные и проницательные, создавшие эту, без преувеличения, трансконтинентальную бизнес-корпорацию.


        


    Создатели и хозяева Шелкового Пути - согдийцы. Лепные терракотовые скульптуры эпохи Тан.


Но вернемся в Европу, в которой уже скоро будет подходить к концу Средневековье, мы не обратной дорогой. Есть и еще один уголок земли, который нам необходимо посетить.

ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЛЕПНОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР МАЙЯ

В то время, когда в Европе вожди и короли варварских племен увлеченно разбирались, кто из них главный, уничтожая походя последние остатки античной культуры, а по Шелковому Пути брели караваны верблюдов, везущие паломников учиться скульптурному мастерству, на другом конце земли, который тогда еще не назывался ни Америкой, ни Новым Светом, достигла своего расцвета цивилизация майя. Майя не знали ни колеса, ни железа, ни свода – но изобрели календарь точнее нашего григорианского (правда, поленились его вводить), их каменные ступенчатые пирамиды достигали высоты 70 метров, а городские центры – площади в десятки, а то и в сотни квадратных километров. И самым расхожим материалом для строительства храмов и дворцов, облицовки земляных платформ-стилобатов под здания, вымостки стадионов для игры в мяч, у них был известковый штук.


 

Довольно быстро майя начали применять его и для создания скульптурных изображений, наряду с известняком, в изобилии имевшемся в тех краях. Об этом свидетельствует великолепный лепной рельефный фриз, украшавший, вероятно, фасад храма и относящийся к рубежу III и IV веков из новооткрытого огромного комплекса Эль Мирадор.





Лепной рельеф фасада сооружения. Известковый штук. Эль Мирадор. Около 300 г.


Мастерам майя, архитекторам и скульпторам, единственным среди древних народов, удалось разработать технологию изготовления штука, который не разрушался бы во влажном тропическом климате. Основным материалом для смеси была известь, полученная пережиганием известняка, который в изобилии встречается на территории Южной Мексики и Гватемалы и затем смешанная с каменной пылью. После застывания изготовленная рельефная плита обладала практически той же прочностью, что и природный камень. Это позволило широко использовать лепные штуковые рельефы для декорирования огромных площадей фасадов пирамидальных храмов и царских дворцов. Предпочтение того или иного способа изготовления рельефа – резного из природного камня или лепного из известкового штука зависело, в первую очередь, от свойств известняка вблизи от строительства объекта.

Лепные декоративные рельефы на фризах, украшавших фасады пирамидальных храмов, и панелях интерьеров дворцов встречались во всех крупных центрах майя классического периода (IV-IX вв.). Очень часто они размещались по бокам лестниц, ведущих к верху пирамид, и облицовывали подпорные стены платформ-ступеней, составляющих само «тело» сооружения.


    


   Лепные рельефы «Храма масок» из известкового штука. Кохунлич. Ок. 500 г.


Примером может служить подобная облицовка пирамиды, получившей название «Храм масок» в Кохунличе.


Одним из шедевров лепного архитектурного декора майя является пирамидальный храм-гробница «Розалила», обнаруженый внутри храма 16 в Копане. Со всех сторон она была отделана окрашенными рельефами из известкового штука. Частично эти рельефы были реставрированы.


    


   «Розалила» - храм-гробница внутри одной из пирамид Копана. Лепные рельефы (частично восстановлены). Окрашенный штук. VIв.


Наибольшее распространение лепная скульптура из известкового штука получила в Паленке и близлежащих более мелких центрах, где природный известняк не обладал нужной прочностью и легко крошился. Особые навыки, полученные в процессе изготовления архитектурной лепнины, способствовали тому, что стиль лепной скульптуры Паленке стал самым изящным среди художественных школ майя, отличаясь «мягкостью и чистотой лаконичных контуров, безупречностью пропорций, продуманностью и гармоничностью композиций» (Р. В. Кинжалов «Искусство древних майя»).


   


    Лепной архитектурный рельеф. Известковый штук. Прорисовка с частичной реконструкцией. Паленке. «Храм креста». VII-VIII вв.


Шедевры Паленке разнообразны. Среди них есть огромные рельефные композиции, декорировавшие фасады и интерьеры дворцов и храмов. К сожалению, многие из них мы можем полностью видеть лишь на прорисовках и частичных реконструкциях позапрошлого – начала прошлого века. Вот, к примеру, лепной рельеф, украшавший интерьер так называемого «Храма Креста», посвященный восшествию на престол одного из властителей Паленке. Он стоит напротив своего умершего отца, который, как сходящий в царство мертвых, изображен меньшим по размеру. Между ними – мировое древо, растущее из маски демона подземного царства, на нем – небесная птица.


       


Лепной архитектурный рельеф. Известковый штук. Прорисовка с частичной реконструкцией. Паленке. «Большой дворец». VII-VIII вв.


Лепной декор дворцовых интерьеров был иным. Они были посвящены величию хозяев дворца и рассказывали о нем в несколько странных для глаза современного европейца сюжетах. Вот довольно интимная сцена беседы правителя с сыном в узком семейном кругу, при этом все участники, в том числе, жена правителя, сидят на телах еще живых и умирающих врагов.

Многоликость лепнины, украшавшей фасады Паленке, впечатляет, но еще больше поражает совершенно современный облик и стиль многих изображений. Это неудивительно – ведь художественное наследие майя уже более ста лет служит источником вдохновения для многих художников и скульпторов. И, конечно, их блестящие достижения в искусстве декорирования фасадов и интерьеров воодушевляли многих мастеров лепных рельефов и скульптур.


     


   Лепные рельефы Паленке. Фасады. Известковый штук. VII-VIII вв.


   И это касается не только фигур, но и иероглифов майя. Также вылепленные из известкового штука, они есть на подавляющем большинстве рельефов. Упавшие же с них или выломанные первыми исследователями, использовавшими довольно варварские методы изучения древней культуры, хранятся в музеях. Интересно, что честь дешифровки этих иероглифов принадлежит нашему соотечественнику, Ю. В. Кнорозову,  основателю блестящей школы майянистики в Санкт-Петербурге. Мотивы лепного декора майя, правда, пока не слишком интенсивно используются местными скульпторами.


Иероглифы – элементы декоративной лепнины. Известковый штук. Музей Паленке


 




 

Нельзя не упомянуть здесь и великолепные скульптурные портреты из Паленке, тоже вылепленные из известкового штука. Один из них – портрет правителя Паленке Пакаля в молодости – с момента его находки и до сих пор является одним из символов искусства и культуры майя.









Лепной скульптурный портрет правителя Паленке Пакаля. Известковый штук. VII-VIII вв


В результате экологического кризиса города-государства майя классического периода пришли в упадок, были заброшены и забыты. В городах майя на Юкатане во II тысячелетии лепные штуковые рельефы уже такого распространения не имели. А с испанским завоеванием и сама культура майя прекратила свое существование.

И только в XIX веке обнаруженные в лесных дебрях великолепные памятники пополнили сокровищницу шедевров мирового искусства. В том числе, конечно – блестящие образцы лепной скульптуры и лепного архитектурного декора.   

Италия. XV век. Взлет европейской лепнины.

Не то, чтобы искусство терракотовой и гипсовой лепнины было в Средневековье забыто напрочь. Оно существовало, особенно в южных районах Европы, однако, правильней бы было сказать - теплилось. Умения изготавливать лепную скульптуру и лепной архитектурный декор не исчезли, хотя наверняка часть технических решений и была утеряна.  Дело было в другом – практически не было заказчика.

В раннем Средневековье варварская аристократия, зачастую перебравшаяся из больших украшенных резьбой деревянных изб в городские каменные дома и замки всего одно-два поколения назад, вообще не интересовалась подобной отделкой интерьеров. В крайнем случае, на то у них имелись, например, ковры, ко всему прочему, дававшие еще и тепло. Их искусство было другим – взять хоть потрясающие ювелирные украшения в стиле клуазонне – золото, обагренное вставками кроваво-красных рубинов, шпинелей и т. д. – символ эпохи, одним словом.

Богато декорировать фасады каменных построек тоже было не в их вкусе – само по себе подобное здание было большой редкостью. Нам трудно представить, что в том мире многим людям никогда в жизни не приходилось видеть ни одного каменного сооружения и ни одной надписи – однако, именно так и было. Пример можно привести хоть из нашей истории – как известно, в Москве, до того, как она стала резиденцией митрополита, более двух веков не было ни единого каменного здания. А это, тем не менее, город.

У церкви в раннем Средневековье сначала тоже не было особых ресурсов для строительства, а позже, с начавшимся подъемом экономики, для нее, как и для светской власти, знаком могущества и престижа был камень. Он сам по себе символизировал вечность, в отличие от мягких лепных материалов – стука или терракоты. Поэтому эти материалы использовались, но считались второразрядными. И позже, с ростом благосостояния, они заменялись на подчеркивающий статус сооружения камень. Так что дошло до нас с тех времен очень немного.


   

Но, все-таки, дошло! Примером того, что искусство лепнины существовало и было вовсе не примитивным, служат чудом сохранившиеся лепные гипсовые скульптуры, декорирующие небольшой храм Темпьетто Лонгобардо в Чивидаде Фриули. Из-за уникальности памятника искусствоведы до сих пор спорят о дате их изготовления – от VIII до XI века. Над ними, кстати, находится лепной гипсовый орнаментальный карниз, судя по всему, более ранний. И если он довольно-таки неказист, то статуи сделаны вполне мастерски и не уступают каменным скульптурам того времени.

Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, с той поры осталась именно каменная скульптура. А делать лепные гипсовые копии с этих искусно изваянных каменных статуй и рельефов было не для кого – прослойка зажиточных горожан, соревнующихся отделкой своих жилищ, еще не сформировалась.


Лепные гипсовые скульптуры мучениц. Темпьетто Лонгобардо. Фриули. Италия. XI? век.


И, как и во всех остальных сферах культуры, ситуация резко меняется в эпоху Возрождения, с возникновением массового потребителя лепной скульптуры и лепного декора. Буржуа, бюргеры, мещане – все эти слова означают просто городских жителей – вышли как класс на историческую арену со своими вкусами, запросами и потребностями. С первой половины XV века практически при каждой крупной мастерской великолепных итальянских скульпторов – Донателло, Гиберти, Брунеллески, Вероккьо – появилось производство более дешевых терракотовых и гипсовых лепных копий известных мраморных и бронзовых скульптур и рельефов. Забавно, но часто массовое появление лепнины служит универсальным маркером формирования среднего класса. Недаром то же самое на протяжении последних десятилетий мы можем наблюдать в России, прежде всего – в Москве и Санкт-Петербурге.

Но использование гипса и терракоты отнюдь не ограничивалось созданием лепных копий. Великие мастера итальянского Возрождения, конечно, высоко ценили, чтили и охотно работали с мрамором и бронзой. Однако быстрота изготовления лепных гипсовых и терракотовых скульптур и их сравнительная дешевизна имели свои преимущества. Фактически, в крупных и богатых городах Северной Италии каждый горожанин мог за умеренную плату заказать свое лепное скульптурное изображение из этих материалов.

   



Именно терракотовая и гипсовая лепка стоит у истоков этого нового направления в искусстве – ренессансного скульптурного портрета. Считающийся искусствоведами первым таким портретом бюст Никколо да Удзано вылеплен из терракоты. Делал его фантастически талантливый скульптор раннего Возрождения Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный под уменьшительным именем Донателло – «маленький Донат», «Донатик». Кстати, на этом бюсте, отреставрированном в 1985 году, мы, привыкшие к белизне не сохранивших свою окраску античных и ренессансных статуй, можем видеть, как восхитительно на лепные терракотовые или гипсовые скульптуры ложатся натуральные краски.


Донателло. Лепной бюст Никколо да Удзано. Терракота. Флоренция.

!430-е годы. Изначальная окраска восстановлена в 1985 году.


Донателло был великим новатором и еще в одном направлении, имеющем прямое отношение к предмету нашего разговора. Он первым стал использовать возможности пространственного построения полихромного рельефа в архитектурном декоре. Парадоксально, но в лепных гипсовых медальонах для интерьера церкви Сан Лоренцо он использовал высокий рельеф для изображения камерных сцен – пишущих евангелистов, диспутов между святыми, а низкий – для передачи масштабных архитектурных пространств в многофигурных житийных сценах. Это – следствие открытия в эту эпоху прямой перспективы. Донателло посчитал, что она прекрасно сработает и без подчеркивания высотой рельефа – и не ошибся, его низкие, едва выступающие лепные рельефы с архитектурными пространствами до сих пор смотрятся изящно и легко.

В лепных раскрашенных рельефах на христианские сюжеты Донателло виртуозно вносит настроение, живость и эмоции в закостеневшие за тысячу лет и приевшиеся донельзя его современникам иконы средневекового христианства. В его «Мадонне Пацци» ему фантастически удалось, например, в едином образе передать всю гамму чувств между матерью и ребенком. Эта лепная работа будет служить вдохновляющим образцом для поколений скульпторов и живописцев Возрождения, включая гениальных Леонардо и Рафаэля. Почему бы и нет – Донателло фигура не менее титаническая, чем они, просто менее тиражируемая в современной масс-культуре.

И именно его, кажется, было бы справедливо назвать отцом художественной скульптурной лепки Нового Времени.


      


Донателло. Лепные рельефные медальоны в архитектурном декоре           Донателло. «Мадонна Пацци». Лепной рельеф, окрашенный гипс. Ок. 1450.

церкви Сан Лоренцо. Сцены жития Иоанна Крестителя (верхний ряд).

Св. Косма и св. Дамиан (внизу слева). Евангелист Иоанн (внизу справа).

Окрашенный гипс. Ок. 1440 г.

    В следующем поколении флорентийских скульпторов многие мастера с большим удовольствием работали в «мягких» лепных материалах – гипсе и терракоте. Одной из самых блестящих фигур этой школы был Бенедетто да Майяно. В то время, как другие скульпторы рассматривали лепные скульптуры, как подготовительные модели к мраморным или бронзовым, у Майяно подобная модель всегда была самостоятельным произведением (или самостоятельным вариантом) и прорабатывался всегда «до последнего волоска». Примером может являться лепной терракотовый портретный бюст Филиппо Строцци из музея Берлин-Далем, мраморный вариант которого находится в Лувре.


Бенедетто да Майяно. Лепной бюст Филиппо Строцци. Терракота. Ок. 1490 г.

     

Работал Бенедетто да Майяно и в гипсе. В его мастерской создана, например, Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, исполненная из раскрашенного гипса, хранящаяся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Она является одним из самых ранних в коллекции лепных скульптурных произведений.

Лепные рельефы на эти сюжеты, исполненные из терракоты, гипса, папье-маше и затем раскрашенные, несмотря на то, что производились крупными мастерскими в значительных количествах, нисколько не теряли в своих художественных достоинствах и до сих пор с гордостью экспонируются в крупнейших музеях мира.

В общем – наступила золотая пора лепнины, создавать которую на протяжении веков будут величайшие мастера этого искусства.



Бенедетто да Майяно. Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем.

Лепной рельеф, окрашенный гипс. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Конец XV века.

Лепнина высокого возрождения

Нам трудно даже представить себе атмосферу, царившую в городах Италии второй половины XV века. Мы привыкли к совершенно другим масштабам, к совершенно другой плотности событий и интенсивности процессов. Количество населения больших городов Италии в то время –  Флоренции, Милана, Венеции, Рима – приблизительно соответствует в нынешней России крупному райцентру или мелкому областному. Или одному из районов Москвы или Санкт-Петербурга. В особенности – Флоренция. На этом пятачке, размером со старую часть Васильевского острова, в это время работали сотни людей, чьи имена вошли в историю, десятки из них стали звездами первой величины в энциклопедиях всего мира, единицы – такие как Леонардо да Винчи или Микеланджело Буонаротти – останутся навсегда образцами того, чего может в принципе достичь человек, титанами мастерства и духа, память о которых не умрет, пока будет жив вид homo sapiens.

 Помимо неописуемых вещей – Судьбы, Удачи, Духа, который дышит, где он хочет, совершенно наглядны две реальные причины этого фантастического взлета. Сочетание экономической, интеллектуальной и творческой свобод, которое позволило флорентийцам не просто разбогатеть, но и стать настоящими гражданами, когда личный успех каждого становился успехом города, а успех города восхищал всех. И два блистательных правителя – Козимо и Лоренцо Медичи, дед и внук, Козимо Отец Отечества и Лоренцо Великолепный. Первый сделал все возможное, чтобы во Флоренцию пришел капитал, второй значительную часть городской казны и личных средств вложил в поддержку наук и искусств. Вот и весь рецепт, казалось бы, просто, не правда ли? Да нет, не просто, правителей, которые во главу угла ставят не личное богатство и сохранение власти любой ценой, совсем немного. Понимающих же, что действительное величие не в том, сколько ты сумел убить народу и подчинить себе стран, а в том, что из происходившего при твоей поддержке стало гордостью всего человечества, вообще единицы.


 Медичи. Наверху – Козимо, «отец отечества» на лепной

терракотовой чаше и мраморном рельефе Андреа Вероккьо,

внизу – Лоренцо Великолепный, лепной терракотовый бюст рубежа XV и XVI вв


   

Забавно, что с историей лепной скульптуры и рельефа оба они связаны не только, как покровители искусств, но и как модели для целого сонма скульпторов, искренне стремившихся запечатлеть тех, к кому они испытывали неподдельную благодарность. К сожалению, в сети не удалось найти сведений о лепных терракотовых или гипсовых статуях или бюстах Козимо Медичи, разве что только небольшой медальон на терракотовой вазе. Полное представление о его облике дает мраморный скульптурный рельеф работы Андреа Вероккьо. К сожалению, нам неизвестно имя создателя самого знаменитого изображения кого-либо из семейства Медичи – раскрашенного лепного терракотового бюста Лоренцо Великолепного. А вот подобный лепной бюст его трагически погибшего брата Джулиано, сделанный все тем же Вероккьо, вошел в историю искусств, как первый бюст эпохи Возрождения, сделанный не фронтальным, а с поворотом головы в три четверти, придающим дополнительную живость скульптуре.

Андреа Вероккьо.

Лепной терракотовый бюст Джулиано Медичи. 1475-1478 г.


 Вероккьо много лепил из терракоты, меньше из гипса, но за немногими исключениями, считал лепные скульптуры, скорее, моделями, эскизами, по которым впоследствии будет изваяно в мраморе или отлито в бронзе «настоящее», финальное скульптурное изображение. А вот один из его учеников, Аньоло ди Поло, занявшись «массовым производством» лепных скульптур, буквально наводнил ими город, по словам Джорджо Вазари, архитектора, живописца и основоположника современного искусствоведения, работавшего во Флоренции два поколения спустя. Эта «массовость» отнюдь не мешала быть его скульптурам великолепными произведениями искусства, отнюдь не ремесленными поделками. Об этом можно судить, хотя бы, по его лепной терракотовой мадонне с младенцем или по многочисленным лепным многофигурным композициям, изображающим страсти Христовы.


          


   Аньоло ди Поло.                    Аньоло ди Поло. Несение креста. Деталь лепного терракотового рельефа. Рубеж XV и XVI вв.

   Мадонна с младенцем.

   Лепнина, терракота.


   Еще один ученик Вероккьо сейчас известен каждому школьнику. Леонардо да Винчи в бытность свою в этой мастерской, разумеется, занимался лепкой, да и в зрелом возрасте иногда к ней возвращался. Правда, принадлежность ему той или иной лепной скульптуры оспаривается. Традиционно, хотя и не без сомнений, ему приписывается лепная терракотовая статуя архангела Гавриила.


      


    Леонардо да Винчи. Архангел Гавриил. Лепка, терракота. Ок. 1478 г.


   




Вообще, лепные терракотовые статуи и рельефы в то время создавали все итальянские скульпторы, хотя бы, в виде моделей и эскизов. Не мог, конечно, без них обойтись и другой величайший флорентиец – Микеланджело. Например, его лепной терракотовый торс обнаженной женщины не был никогда перевоплощен художником в мрамор или бронзу, так что вполне может рассматриваться в качестве самостоятельного произведения.





Микеланджело Буонаротти. Лепной терракотовый женский торс. Ок. 1533.






Перебирать флорентийских мастеров Высокого Возрождения, работавших с лепниной и их скульптурные произведения можно бесконечно, мы назвали только часть наиболее известных имен. Мы не будем этим заниматься, чтоб не застрять здесь навечно. Но еще одно направление в лепной скульптуре и лепном архитектурном декоре хотелось бы упомянуть.


Майолика, искусство покрытия глиняных изделий сначала белой глиной, а затем глазурью из окисей свинца и олова с последующим обжигом. В результате получается яркая, белая или цветная, блестящая глянцевая поверхность. К середине XV века майолика делалась в Италии больше ста лет, но именно тогда начался ее настоящий взлет. Еще одна скульптурная мастерская Флоренции, семейства делла Роббиа, придумав ряд усовершенствований в технологии майолики, начала покрывать ей лепные терракотовые скульптуры. Эффект превзошел все ожидания, в частности, именно поэтому с того времени мы редко встречаем во флорентийской лепнине гипс с его неяркой и сероватой, по сравнению с белой глазурью майолики, поверхностью. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно взглянуть на одну из первых работ основателя мастерской Лука делла Роббиа – «Мадонна делла мелла».


Лука делла Роббиа. Мадонна делла мелла. Лепная терракота, майолика. Ок. 1445.


Что очень важно, лепные терракотовые скульптуры и архитектурные рельефы, покрытые майоликой, великолепно выдерживали любую непогоду и, естественно, стали любимым архитектурным декором фасадов, а их яркость способствовала широкому применению майолики на лепнине в интерьерах. До сих пор лепные терракотовые, покрытые майоликой, скульптурные группы Лука делла Роббиа украшают сакристию собора Санта Мария дель Фьоре, а такие же лепные фигурные медальоны – фасад храма Орсанмикеле.


     


Лука делла Роббиа. Лепной терракотовый, покрытый                 Лука делла Роббиа. Мадонна.

майоликой, рельеф люнета                                             Лепной терракотовый рельеф, покрытый майоликой.

в сакристии собора Санта Мариа дель Фьоре. 1440-е гг.            Медальон на фасаде храма Орсанмикеле.


Младшие делла Роббиа – племянник Лука Андреа и сын последнего Джованни еще больше совершенствовали технологию и изобретали все новые варианты композиций с майоликой. Венцом их изысков выглядят рельефы, где сочетаются не только краски, но и фактуры раскрашенной и нераскрашенной, глазурованной и неглазурованной лепной терракоты, как на рельефах, изображающих страсти Христовы.


    


  Андреа делла Роббиа. Моление о чаше. Джованни делла Роббиа. Оплакивание Христа.

  Лепные терракотовые рельефы, частичное покрытие майоликой. Ок. 1500


Мы прощаемся с Флоренцией – величайшим городом, действительно, столицей эпохи Возрождения. Но эта эпоха не одного города, а целого европейского мира. И лепная скульптура, и лепной архитектурный декор в этом мире популярен во многих странах и уголках.

Туда мы и направимся.