+7 969 799-23-33

Статьи

ГИПСОВАЯ ЛЕПНИНА В ИНТЕРЬЕРАХ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В современную эпоху, считается, что изготовление гипсового лепного декора устарело и кануло в лету вместе с дворцами и монументальными храмами, однако, если более детально рассмотреть этот вопрос, мы увидим, что ценителей гипсовой лепнины остаётся довольно много, особенно в России, а именно в Москве и Санкт-Петербурге. Желающие быть окруженными стилем и изяществом и в наши дни возводят дворцы и замки во всех уголках нашей страны.


Лепной декор, выполненный качественно и красиво, подобранный со вкусом всегда будет украшать не только классические интерьеры Москвы и Санкт-Петербурга, но и современные интерьеры.


Классическая лепнина Москвы отличается своей монументальностью, которая присутствует везде – даже в росписи стен и потолков. Множество арок, окон и каминов неизменно обрамлялись гипсовыми элементами декора.  Особенное сияние и изящество лепнины всегда будут актуальны. Элегантный белый цвет гипса прекрасно сочетается в интерьере практически со всеми цветами, а особенно с пастельными тонами. Безусловно в московских интерьерах зачастую гипсовую лепнину расписывают, патинируют, либо покрывают позолотой, что позволяет ей выглядеть еще более роскошно.



В регионах Москвы и Санкт-Петербурга и посей день есть мастерские, которые изготавливают лепнину вручную, различными методами – резьбой или лепкой. Безусловно красота и утонченность узоров зависят от видения и воображения мастера. У каждого свое видение  виноградной лозы, лаврового листочка, цветочной гирлянды или Амура. Лепнина всегда была, есть и будет оставаться эксклюзивной изюминкой интерьеров Москвы и Санкт-Петербурга.



Следом за сменой эпох, гипсовая лепнина, слегка видоизменяясь, безупречно занимала свое место в украшении зданий. Вплоть до сегодняшнего дня гипсовые изделия идеально помогают современным дизайнерам акцентировать внимание на всех достоинствах помещения и создать гармонию во всем интерьере.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

Процесс изготовления лепнины из гипса своими руками довольно увлекательный и трудоёмкий, состоит он из нескольких этапов:

- создание формы из силикона

- отливка элементов из гипса

- монтаж лепнины 

- финишная обработка стыков

Один из самых сложных этапов производства лепнины из гипса – это создание формы для отливки из силикона. Можно воспользоваться готовыми формами, которые предлагает наша компания для индивидуального использования, у нас большое количество наименований в наличии, а также мы работаем под заказ. Но при наличии свободного времени и желания, форму для отливки гипсовой лепнины можно изготовить самостоятельно.



                                        



В первую очередь необходимо подобрать элемент для копирования и последующего тиражирования. В большинстве случаев, наши специалисты – профессиональные художники и скульпторы, вручную выкладывают элементы из пластилина или глины. Если Вы не уверены, что Ваш элемент получится достаточно изящным, можно воспользоваться услугами 3D-моделирования (ЧПУ станка). Этот способ будет подходящим, если Вам потребуется большое количество лепных элементов декора.


 

                                             



При создании формы для отливки лепного декора, Вам будут необходимы следующие материалы и инструменты:

- жидкий силикон (двухкомпонентный)

- архитектурный гипс для придания жесткости изделию

- восковая разделительная смазка (в форме аэрозоля)

- узкая кисть (материал – натуральный волос)

- шпатель, размеров в ширину будущей детали и узкий шпателёк

- баллон силикона и пистолет для него

- полиэтилен

Последовательность действий при изготовлении формы для отливки элементов декора из гипса:


             1.     ПОДГОТОВКА КОПИРУЕМОГО ОБРАЗЦА





Предварительно, поверхность, на которой будет вестись работа следует застелить плотным полиэтиленом. Если копируемая деталь лепного декора длинная, лучше подобрать стол сходный по длине, чтобы стыки поверхностей и перепады их высот не искривили гипсовый элемент или же саму форму. Также необходимо при помощи строительного уровня проверить ровность поверхности. Элемент гипсового декора кладут на стол, обработанный разделительной смазкой, рельефной стороной вверх, и её также обрабатывают смазкой.







            




2. СМЕШИВАНИЕ СИЛИКОНОВОГО МАТЕРИАЛА


Для домашнего изготовления, оптимальным будет формовочный материал – двухкомпонентный формовочный силикон на платиновой основе. Он очень прост в использовании, оба компонента необходимо смешать в пропорции 1:1. Данный вид силикона имеет идеальные показатели эластичности а также гладкости в застывшем виде, что позволяет придать итоговой детали лепного декора высокие показатели качества и изящности.







     



3. НАНЕСЕНИЕ СИЛИКОНА НА КОПИРУЕМУЮ ДЕТАЛЬ ЛЕПНОГО ДЕКОРА


Полученный раствор двухкомпонентного силикона наносят на деталь с помощью узкой кисти, тщательно проходя по всем мелким деталям и, заполняя все углубления. Необходимо   следить за отсутствием пузырьков воздуха, которые впоследствии могут образовать раковинки и понизить качество готовой отливки. Раствор наносится на все боковые и торцевые поверхности детали. Первый слой силикона необходимо сделать толщиной 0,5-1,0 см, и. при возможности, равномерным. На «схватывание» материалу необходимо порядка 2 часов (зависит от температуры в помещении), таких слоёв необходимо сделать два или три (при необходимости их можно проармировать марлей подходящего размера)





                     



4. УКРЕПЛЕНИЕ КРАЁВ ФОРМЫ


После схватывания силиконового слоя, необходимо укрепить её слабые места, а это – боковые стороны и особо выпуклые места. Сделать это можно при помощи обыкновенного строительного силикона и пистолета к нему. Выровнять слои можно при помощи кисти или влажным резиновым шпателем.








         



 5. СООРУЖЕНИЕ ОПЛУБКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОЖУХА


Полученную форму необходимо окружить опалубкой, в которую позже будет залит кожух нашей силиконовой формы. Можно использовать различные подручные материалы: пластик, дерево, плотную резину. Опалубке нужно придать жесткость, шероховатые поверхности прикрыть полиэтиленом.










                   



 6. ЗАЛИВКА КОЖУХА ГИПСОМ


Далее готовят гипсовый раствор. Архитектурный гипс смешивают с водой в пропорции 1:1, тщательно размешивают (желательно при этом процессе использовать строительный миксер) и, пока он не начал «схватываться», заполняют кожух. Все неровности сгладить кистью. Пузырьки воздуха можно убрать, аккуратно пробив шпателем толщу раствора.









             



7. ВЫРАВНИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ КОЖУХА



Поверхность нашего кожуха необходимо выровнять широким шпателем, пока гипс ещё не окончательно «встал» - до четкой горизонтальности (проверить по уровню). Излишки воды удалить, таки образом раствор схватится быстрее (аккуратно согнать воду шпателем с гипсовой поверхности).








               



8. ПРОЦЕСС СУШКИ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ


Залитую форму необходимо хорошо просушить, обычно этот процесс занимает от 12 до 24 часов (значение имеет размер гипсового изделия). Ускорять процесс при помощи нагревательных элементов – не рекомендуется – гипс может дать трещину. После сушки опалубку аккуратно демонтируют.









               



9. ПОДСУШИВАНИЕ СИЛИКОНОВОЙ ФОРМЫ


Вынимать силиконовую форму из гипсового кожуха следует очень аккуратно. Подрезать ножом излишки растекшегося силикона, и оставить на воздухе в течение суток, для окончательного удаление остатков влаги. После этого уже можно тщательно уложить силиконовую форму в кожух и приступить к отливке гипсовой лепнины.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И МОНТАЖ ГИПСОВОЙ ЛЕПНИНЫ

После создания силиконовой формы для отливки гипсовой лепнины, процесс отливки гипсовых элементов декора проходит довольно просто. Вам понадобится:

- силиконовая форма

- разделительная смазка на восковой или силиконовой основе

- архитектурный гипс

- ведро подходящего размера

- клей ПВА

- ветонит JS (шпаклёвка)

- оцинкованные саморезы (+шуруповёрт)

- шпатель



1. ОБРАБОТКА ФОРМЫ

Силиконовую форму для тиражирования лепного декора предварительно необходимо тщательно просушить и очистить от пыли. С помощью аэрозоля, пульверизатора или кисти на внутреннюю поверхность формы наносят разделительную смазку.  Необходимо тщательно распределить смазку по всем углублениям формы, но так, чтобы она не скапливалась каплями. В сухих местах адгезия (слепление) материалов – гипс и силикон – может повредить форму. Для удобства процесса, рабочее пространство необходимо организовать так, чтобы в промазанную форму сразу же залить порцию гипса. Поверхность должна быть строго горизонтальной, чтобы отливок лепного элемента из гипса получился ровным.





2. ЗАМЕШИВАНИЕ ГИПСОВОГО РАСТВОРА И ЗАЛИВКА


При создании гипсовой лепнины лучше брать архитектурный гипс марки Г-16, он обладает необходимыми качествами высокопрочности и быстрого «схватывания». В ведро наливается вода и потом В НЕЁ насыпается сухой гипс (НЕ НАОБОРТ!). Для вычисления объёма воды и необходимого количества гипса, используется богатый опыт и профессионализм наших сотрудников :).  При отсутствии оного можно взять мерное ведёрко :) Пропорции должны быть 10/8 (10 частей воды, 8 частей гипса). Количество итогового раствора можно вычислить путём заливки нашей формы обыкновенной водой. После засыпать гипс небольшими порциями, и дать раствору отдохнуть минуту, пока уйдут пузыри воздуха. Затем тщательно перемешать раствор строительным миксером (либо взять строительный венчик и вставить его в шуруповёрт). Консистенция раствора должна напоминать по густоте кефир :). Заливаем его в форму, наполняя её до краёв, после чего необходимо «провибрировать» форму (путём лёгкого простукивания кожуха формы о стол). Это делается для того, чтобы пузырьки воздуха со дна формы поднялись на поверхность и в будущем наша отливка лепного элемента не была испорчена раковинами. Поверхность выровнять шпателем.



3. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ГОТОВОЙ ЛЕПНИНЫ

Гипсовый раствор схватывается достаточно быстро, в процессе можно удалить неровности на поверхности отливки с помощью шпателя, но для полного высыхания может потребоваться пара часов. При высыхании отливок элемента гипсового декора приобретает белый цвет. Отливок аккуратно извлекают из формы, постукивая по дну. Если процесс заведения гипсового раствора и заливки был проведён правильно, то отливок выйдет без проблем. Готовую деталь лепного декора положить на сухую поверхность для окончательного затвердевания и набора прочности, в среднем на это уходит около 24 часов, на это влияет размер элемента лепнины, температура и влажность в помещении.





4. ДОГИПСОВКА ЛЕПНИНЫ И НАНЕСЕНИЕ РИСОК


После окончательной просушки гипсового элемента, необходимо «догипсовать» мелкие раковинки на рельефе (если таковые остались), зачистить мелкозернистой шкуркой обратную сторону отливки и нанести риски, они улучшат соединение с поверхностью при монтаже лепнины. При помощи кисти убрать мелкую пыль.








5. МОНТАЖ ЛЕПНИНЫ


Предварительно необходимо проверить поверхность, на которой будет проводиться монтаж лепного декора. При наличии неровностей – устранить их. Развести клей для монтажа – смешать клей ПВА с ветонитом JS в соотношении (примерно) 1/3 до сметанообразной консистенции. Поверхность для монтажа обеспылить при помощи слабого раствора грунтовки. При помощи рулетки, карандаша и отбивочного шнура (или на глазок J) размечаем место, где будет смонтирована наша деталь. Дальнейшие моменты технологии проведения монтажа зависят от того, какую именно деталь нужно смонтировать. К примеру, прикрепить нужно накладную розетку. После разметки потолка, на деталь лепного декора, гипсовую розетку, наносится небольшими мазками, разведённый нами ранее клей. Розетку присоединить к потолку и немного подвигать в стороны, для того, чтобы раствор клея распределился равномерно. Если лепная деталь большого размера, то для прочности крепления необходимо будет в нескольких местах вкрутить саморезы, утапливая шляпку в рельефе розетки. Позже, места, где «выглядывают» саморезы зашпаклевать гипсом.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

КАРНИЗнаиболее часто используемая в лепнине деталь, представляет собой выступающий элемент внутренней и внешней отделки фасадов зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены. Наружные карнизы, как правило, венчают здание и находятся под свесом кровли, интерьерные - располагаются на стыке стен и потолка. Гипсовые потолочные карнизы бывают гладкими и с рисунком. Гладкие карнизы уместны в интерьере любого стиля, имеют простую технологию изготовления и быстро монтируются. Карнизы с рисунком подчеркивают общую стилевую направленность помещения и являются его самостоятельным украшением. Сочетаются с мебелью и шторами. Как правило, различные изделия (розетки, уголки, колонны, пилястры, молдинги) прекрасно сочетаются между собой в рамках одного и того же стиля. Совсем не обязательно, чтобы рисунок при этом полностью совпадал.

В современном оформлении зачастую используются световые карнизы, в которые вмонтированы светодиодные ленты, либо светильники, для освещения помещения отражённым от потолка светом.        

                          

 

КЕССОНЫ - квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений. Для кессонных конструкций, как правило, применяются гипсовые карнизы с несложным геометрическим рисунком (с иониками или сухарями) или гладкие тяги. Кессонные потолки, декорированные лепниной, станут роскошным украшением гостиной или столовой.


    

 

 

КАПИТЕЛЬ - верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода;  пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры, колонны. Художественный образ современной строительной архитектуры, желающей воссоздать атмосферу классики, в качестве элемента декоративного оформления фасадов зданий и внутренних помещений использует капитель классических ордеров. Колонны способны подчеркнуть аристократичность и монументальность конструкции, а их капители во многом определяют направленность стиля.



  

      

 

РОЗЕТКА изящный элемент декора, используемый вокруг потолочных светильников, с помощью которого можно подчеркнуть оригинальность системы освещения и роскошь интерьера. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, ромбовидными и т.д. Они могут быть накладными и врезными, в зависимости от того, какого эффекта нужно достичь в интерьере. Накладные гипсовые розетки, как правило, имеют геометрическую форму и ограничены тягой или порезкой. Врезные гипсовые розетки не имеют определенной формы, и могут вписаны в уровень с гладью потолка.


      

 

 


КРОНШТЕЙН - поддерживающий элемент выступающих частей здания, представляет сосбой выступ в стене, часто декорированный (завитками или другими украшениями). Применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающтх декоративных или функциональных карнизов.


            

 

 

 

ПОРЕЗКИ - это декоративные рельефные элементы, используемые для интерьерного оформления молдингов, карнизов, тяг и прочих лепных изделий. Могут использоваться в качестве автономных элементов, выделяющих определенные зоны помещения. Величие и роскошь лепного декора заключена в мелочах. Благодаря орнаментам можно смягчить геометрическую лаконичность карнизов и других необходимых функциональных элементов, а также привлечь внимание к изделию, сконцентрировав основную декоративную нагрузку на порезках.



                      

 

КОЛОННЫ В ИНТЕРЬЕРЕ

Колонна – декоративный архитектурный элемент, берущий своё начало в глубоком прошлом, ярче всего в своем качестве, проявившийся в античной Греции. Первоначально, они использовались в качестве опоры для верхних этажей и крыши. Сегодня этот элемент лепного декора выполняет чаще всего декоративную роль, создавая особую, утонченную, и одновременно величественную атмосферу. В этой статье мы рассмотрим, колонны из гипса как элемент лепного декора,  при оформлении современных квартир и домов.

 

                                   

 

              

Колонны из гипса являются одним самых заметных элементов в дизайне интерьера, и, благодаря своим размерам и особенностям конструкции ни в коем случае не будут обделены вниманием. В связи с этим дизайн колонны будет ключевым моментом в тематике и стиле  оформления будущего интерьера.

С помощью различных размеров и форм декоративных колонн можно с легкостью управлять пространством помещения. Тонкие высокие гипсовые колонны придадут комнате больше изящности, визуально сделают потолки выше, а площадь помещения больше. Широкие колонны добавят фундаментальности и ощущение надежности, но визуально принизят потолок, а вместе с тем немного и объемы помещения.


       

 

При выборе колонн из гипса особое внимание уделяется, конечно же, архитектурному исполнению, их внешнему виду, так как это повлияет на атмосферу помещения и его общий стиль. Гипсовая колонна является уникальным элементом декора, который может использоваться практически при любом дизайне помещения – как классическом, так и современном (хай-тек, лофт, модерн).


               

Интерьер любой комнаты, дома или квартиры можно преобразить при грамотном использовании колонн. Архитектурный гипс - очень функциональный материал, используя который, можно смонтировать колонну в любом месте даже небольшой квартиры, при этом очень мягко скрыть недостатки, при их наличии. Гипсовые колонны могут великолепно замаскировать несущие конструкции, различные коммуникации, идущие по стенам и потолку.

Также, при помощи декоративных колонн из гипса можно прекрасно провести зонирование помещения. К примеру, с её помощью можно разделить большую кухню на зону для приготовления пищи и столовую. Камин в гостиной можно выгодно обыграть, оформив его по сторонам гипсовыми колоннами.


    

 


                

 

Особо выделяются несколько видов колонн:


  • Ионические
  • Коринфские
  • Тосканские
  • Дорические
  • Композитные


Сама по себе колонна из гипса состоит из трёх частей: основание, тело и пилястра. Практически любую комнату можно украсить этими элементами декора, правильно подобрав дизайн. К примеру, спальню в античном стиле, можно дополнить несколькими колоннами в светлой цветовой гамме. Даже лофт или помещение в стиле хай-тек можно украсить соответствующими колоннами. Спальню в стиле барокко можно выгодно разделить на зоны двумя-четырьмя колоннами из гипса. Для придания изящности и особого антуража, их можно смонтировать возле кровати.

 

Миниатюрные колонны можно с успехом использовать как необычные подставки для ваз, а также как тумбу для светильника.

 

Нет такого помещения, в котором колонна смотрелась бы лишней :) главное  - правильно подобрать дизайн.

ИСТОРИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА (часть 1 )

На протяжении многих веков история русского народа проявлялась многими чудесными примерами материальной и духовной культуры. И, безусловно, значимое место в ней занимает российская архитектура, элементы которой признаны в мировом сообществе.

Наши древние народные традиции, опыт, знания и мудрость великих русских зодчих лежат в основе российской архитектуры, в современных технических достижениях. В то же время нельзя не принимать во внимание влияние архитектурных стилей Европы и Востока. В разные периоды влияние некоторых направлений являлось основополагающим, зачастую в зависимости от политической и экономической обстановки. Аналогичные процессы происходили и в области архитектурного декора, гипсовой лепнины.

Разумеется, во времена Древней Руси самым распространенным материалом было дерево. В архитектуре оно занимало центральное место и принимало разнообразные декоративные формы, присущие разным районам. Появлялось огромное количество вариантов узора, орнамента, отдавались предпочтения изображениям мистических существ – русалок, сказочных растений. Присутствовали, конечно же, и реальные картинки – человеческие фигуры, символы флоры и фауны.

На все влияли устоявшиеся в веках традиции архитектуры, что и проявлялось в работах мастеров.

При строительстве каменных строений лепной декор занимал далеко не превалирующее место. Основной причиной этого был тот фактор, что в эпоху Древней Руси была неизвестна штукатурка, к тому же православие, отнюдь, не поощряло в те времена скульптуры, в связи с чем гипсовые лепной декор и скульптурирование не получали распространения.

Византийская архитектура 10-12 веков, а также в 14-16 столетиях,  работы европейских мастеров мало повлияли на положение дел, и следов практически не оставили. Религиозные строения в тот период декорировались элементами из белого камня, и то, в малых количествах.


Основное распространение, рельефный лепной декор, получил во времена петровских преобразований. Наряду с гипсом в убранстве внешних и внутренних интерьеров стали использоваться керамика, металл, натуральный и искусственный камень. И, наконец-то, свое достойное место заняла монументальная декоративная скульптура. Таким образом, русское зодчество основательно закрепилось в общеевропейской архитектуре.

Во времена правления Петра Великого, его желания «прорубить окно в Европу», Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов среди столиц Европы. В том числе – за счет преобладания в архитектуре чисто европейских принципов. С появлением новых технологий, материалов, знаний, декоративная архитектура получает новый виток.

Российские архитекторы с успехом начали использовать современные веяния и опыт европейских специалистов – новые методы проектирования, уникальные мотивы декоративного убранства, в особенности при оформлении фасадных конструкций. При проектировании храмов всегда использовались многовековые традиции, но даже они подверглись изменениям. Приобретая некую нарядность. Соответственно, лепной гипсовый декор  становится в данных условиях модным и повсеместным.


Правление Петра дало толчок процессу распространения каменных зданий, после, во времена  правления Екатерины Второй эти тенденции получают еще большее распространение. Императрица стремилась создать новый образ Российской Империи, чтобы архитектурные нововведения, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, навсегда запечатлели ее правление в истории как нечто уникальное.  Современная архитектура стала соответствовать новейшим модным принципам, которые были у зодчих великих держав Европы. Лепнина имела неоспоримую мощь в становлении архитектурного декора, так что замысел Императрицы увенчался успехом.


 

 

ИСТОРИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА (часть 2)

C приходом к правлению Петра и Екатерины Великой, гипсовый лепной декор стал использоваться повсеместно и разнообразно. Массовая мода определяла особенности декора строений – новый стиль, яркость.  Лепнина стала неотъемлемым символом современной композиции. Новые художественные идеи  воплощались в каждом уникальном случае, зачастую за счет новых знаний, продуманности, декоративные детали становились произведениями искусства, используясь как снаружи, так и внутри здания, добавляя подлинную важность и эксклюзивность.

Несмотря ни на что, новомодные течения  и повсеместное использование лепнины, сохраняют некие прошлые традиции и правила. Таким образом, как и во всей Европе, особую распространенность  получают архитектурные мотивы, берущие свои истоки со времен глубокой античности. Символизируя радость и праздность земного пребывания, мощь и величие, стиль и изящность.

                   

Приходит новая эпоха, в которой особой изюминкой становится украшение фасадов зданий фигурами кариатид и атлантов, скульптурами мужчин и женщин, амурами, нимфами, а также животными. Все это неизменно перемежается картушами, завитками, венками, картинами иносказательного содержания.




Наряду с новыми изображениями, безусловно, используются и растительные мотивы  - вьющиеся стебли, ветви, цветы. Появляются элементы птиц и животного происхождения, которые ранее не  использовались – совы, бабочки, змеи. Постепенно появляются изображения подводного мира.






На мотивы лепного декора имели влияние не только политические и экономические ситуации, но также и значимые исторические события, такие как Отечественная война 1812 года, привлекшая в убранство фасадных композиций военные мотивы, тематику триумфа. Запечатление военных доспехов Древнего Рима, оружия, знамен.

Уникальным элементом украшения лепного декора в России,  является женская маска, с изображением волос, плавно переходящих в витые ветви и цветочный узор, незаметно растворяясь с композиции «выплывая» вновь,  символизируя женственность и гармонию мира.

Также довольно распространенными были композиции, символизирующие мифологические сюжеты, разительно вытянутые по горизонтали или вертикали, сцены, связанные с научными достижениями, плодами просвещения.

Из всего этого следует вывод, что во времена царской России, гипсовый лепной декор становится самым часто используемым способом декорирования зданий. Лепниной украшали и фасады, и стены комнат, потолки, камины, колонны, окна и наличники. Как символ благополучия, стиля и изящности.

Оценка авторского исполнения, как раз-таки,  укореняется именно в те времена. Безусловно, были элементы широкого потребления, изготовляемые , так сказать, для широких масс. Однако, полноценные сюжетные композиции, чаще всего, выполнялись на заказ, например, для конкретного строения, ими занимались мастера своего дела, профессионалы, имеющие безупречную репутацию.

Следует отметить, что гипсовая лепнина в те времена стала настолько приветствуемой, что стала отличительной чертой не только  Санкт-Петербурга, со знаменитым Зимним Дворцом, Петергофскими замками, Строгановским и Екатерининскими Дворцами, но и в московских архитектурных ансамблях – здание Сената в Кремле, дворцовая резиденция и многие усадьбы, все стал украшать неизменная лепнина.

Особым городом, символизирующим триумф лепного декора, конечно же, является Крым, в котором практически каждое строение обрамлялось с уникальным узором, тончайшим чувством стиля и знанием в использовании материалов.


Лепные элементы завоевали свое признание за счет ажурных, визуально практически невесомых изделий, создающих уникальную атмосферу торжественности, наполненную энергетикой и красотой. Российская знать, и богатые люди страны с удовольствием  украшали свои дома, усадьбы. Вследствие чего лепной декор с уверенностью занимает свое место в современной архитектуре.

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

Лепнина  - это рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, бетона, штукатурки, папье-маше или др. материалов.

Определение лепнины или как её ещё называют, штучного декора, в Большой Советской Энциклопедии кажется исчерпывающим, действительно, что же это ещё такое, как не рельефные украшения интерьера? Как материал - гипс очень удобен, его легко производить, он дёшев и годится для разных технологий: формовка и создание отливков, резьба, роспись, лепка и пр. Он может быть использован не только в монументальной и жилой архитектуре, но и в мелкой пластике. Благодаря этим качествам, штучный лепной декор – один из основных способов украшения интерьера и экстерьера. Конечно же, любопытному человеку хочется  узнать, где,  как, и когда его начали производить и использовать, кому пришла в голову такая идея? Здесь мы постараемся с вами проследить его историю с древности и до наших дней.

Несомненно, лепнину стали использовать в незапамятные времена, вероятно, на одном из ранних этапов развития городов. К сожалению, сам по себе объект нашего исследования плохо сохраняется археологически, так как обычно гипсовые зеркала и карнизы находятся на стенах, а лепные розетки, углы и молдинги на потолке, тогда как и то и другое почти всегда разрушается. Письменных источников о таком предмете тоже не существует, т.к. мастерство всегда передавалось от мастера к подмастерью устно, а часто даже и не устно, а так, вприглядку, никто ничего никогда не записывал. Но что-то всё же осталось.

Самые ранние примеры использования лепки можно найти в египетской архитектуре, где гипсовый декор использовался если не в домах обычных египтян, то уж точно в жилищах богачей, не говоря уже о фараоне – великом боге Верхнего и Нижнего Египта.                                                                                                                                                                                                 


     


Примеры лепного интерьерного декора периодически находят археологи. Частыми мотивами в штучной лепнине, для египтян были цветы лотоса, птицы, мелкие животные, всё то, что связано с щедростью Нила, от  которого зависела вся жизнь в Египте. Вот такие раскрашенные лепные украшения найдены в Теле Йехудийа. Кроме того, египтяне использовали гипс для отливки скульптур. Причём, египетский способ обработки гипса был очень качественным, что позволяло ему сохраниться почти без утрат до сего дня.


Вероятно, подобным образом использовалась технология гипсовой лепнины в Древней Месопотамии, где люди издревле строили из кирпича-сырца, основного материала в глинистой дельте Тигра и Ефрата, а также из стеблей тростника, растущего там в изобилии. Конечно, использовался и гипс. Своеобразным местным преломлением декоративной лепнины можно в какой-то степени считать знаменитые месопотамские изразцовые работы, например, Ворота Иштар в Вавилоне. Хотя, конечно, это совсем другая техника.





Отлично овладели техникой лепного декора мастера в Иране. Древнейшие свидетельства такой работы, относящиеся к II в. до н.э. – II в. н.э. были найдены в парфянском городе Ассуре, расположенном в северной Месопотамии, одной из непременных частей великой империи, соперницы Вечного Рима. К сожалению, человечество как будто подзабыло об этой цивилизации, так как от неё не слишком много сохранилось до нашего времени.


Удивительно, сколько всего могли изобразить в технике лепнины из гипса парфянские мастера! На горизонтальных панелях – геометрические орнаменты, портреты людей, разнообразные животные, особое место среди которых занимает сенмурв – священный фантастический зверь в Иранской культуре, часто изображаемый в архитектурном декоре,  у которого голова и крылья – от грифа, а тело – львиное. Штучный декор из гипса использовался при украшении капителей колонн.




Во время Сасанидской Империи, пришедшей на смену Парфии, лепнину использовали по большей части для украшений внутренних помещений шахских дворцов, таких как Бишапур, Фирузабад,  Бустан . Элементы дворцовой лепки показаны на рисунке и очень похожи на современные гипсовые розетки, сложные многоуровневые лепные кессоны и орнаментальный фриз из камня.

 Найденные археологами примеры лепного декора, ещё помнят прикосновения людей,

живших тогда, в период с III по VII вв. н.э., шахских бесчисленных жён, римских и византийских послов, слуг, самих шахиншахов (титул, буквально обозначающий: «царь царей»). О таком соприкосновении с самим полотном истории нам красноречивее всего дают знать надписи, вырезанные на штучных декоративных пластинах, более-менее точно датирующие и саму лепнину, и здания, в которых она находилась. В Сасанидский период изображали уже не просто портреты людей и геометрические орнаменты, как в Парфянский, но также охоту, турниры, зороастрийское богослужение. С точки зрения технологии производства лепнины из гипса, можно с точностью утверждать, что она была похожа на современную, то есть гипс (или подобные ему фракции) заливался в заранее подготовленную форму, после затвердевания элемент декора (карнизы, порезки, молдинги, углы, розетки, колонны, камины, скульптуры, тяги и т.д.) крепились на стену, что приводило к потрясающему результату! И многие состоятельные люди стремились украсить жилище архитектурным гипсовым декором. Кроме основного направления искусства Сасанидского Ирана, неизбежно связанного с зороастрийскими мотивами, на территории империи, особенно в центральных районах и в районе Персидского залива, проживали и христиане, чьё искусство представлено чаще всего именно штучным декором, лепным или резным, а иногда на пластине видны следы обеих техник. Такие плиты гораздо ближе русскому человеку, здесь мы видим близкие нам христианские мотивы: крест на Голгофе, крест в форме якоря, листы винограда, ассоциируемые с Христом и пр. Эти гипсовые пластины происходят из Кувейта, входившего ранее в состав Сасанидского государства. 

                                                                

              


Невероятного развития лепной декор достиг в исламском мире, наследнике великих культурных традиций, который пришел на смену византийской эпохе, происходящей из римской и иранской культуры,  чьи корни, в свою очередь, уходят в индоевропейское прошлое, смешанное с Месопотамской цивилизацией. Для Ислама вообще характерна любовь к различным орнаментам в архитектуре. Естественно, это создаёт отличные условия для процветания лепнины или штучного декора. Именно отформованные детали использовали редко, гораздо шире мастера вырезали прямо по ганчевой штукатурке (вид гипсовой штукатурки), то есть изготавливали архитектурную лепку по месту. В отдельных случаях такая техника достигала невероятной тонкости. Из примеров такой работы можно представить  Ильханидский михраб - в одной из древних пятничных мечетей города Исфагана (Центральный Иран).   






Интересна технология, которую использовали на Востоке в древности для обработки гипса, или как его часто там называют, ганча. Гипс, как минерал, доступен довольно широко. На ослах его доставляли к печам, которые должны были находиться в специальных ремесленных кварталах в коих и производили декоративную лепнину, они находились подальше от города, чтобы не случилось пожара. На месте его размельчали деревянными колотушками, примерно до размера небольшого ореха, а после – дробили на мельнице.









Такой гипс застывает очень быстро, поэтому его надо было постоянно перемешивать, пока он не прекращал схватываться. Этот гашёный гипс намазывали на потолок или стены в несколько слоёв, после чего надо было около 48 часов ждать его затвердевания. Для окончания работы ещё сырой гипс посыпали тальком или гипсовым порошком, шлифовали и оставляли сохнуть. Тогда он получался как будто блестящим. Для росписи по такому гипсу имело необходимость размачивать его специальными маслами, по слою которых уже наносилась краска.





По воле случая, исторических источников о Европе до нас дошло гораздо больше, нежели о Востоке. Множество текстовых и археологических материалов, долгая традиция изучения дает очень много возможностей исследовать даже самые мелкие элементы культуры древних европейцев. Особенно это актуально для римлян.

Общеизвестно, что римская цивилизация стала основой для современной Европы. Это выражается во множестве элементов структуры общества, в культуре. Кроме всего прочего, наследственность можно подметить и в лепном декоре.

Но и Рим взялся не на пустом месте, сила Рима была в том, что он многое заимствовал у своих соседей, а потом перерабатывал так, как ему это было надо. Таким образом получается очень интересная ситуация: многие произведения греческих, этрусских, египетских мастеров мы знаем по римским копиям. Особенно ярко эта ситуация проявляется в скульптуре. Сколько сейчас известно именно греческих изваяний? Их можно пересчитать по пальцам, но их римских копий – уйма! Кроме того, о римской архитектуре гипсовой лепнины даже сохранились некоторые римские трактаты - редкая удача для историка! Целых 10 книг на эту книгу написал римский архитектор Витрувий (I в. н.э.), говорил о ней в своей Естественной Истории и Плиний Старший (I в. н.э.). Поэтому при разговоре об истории лепнины в Европе стоит рассматривать именно римские образцы декора из гипса.

                            

Витрувий и Плиний Старший (вот так их изображали в Новое Время) –не случайно написали свои труды именно в первом веке нашей эры. Этот период связан для Римской Империи с расцветом во всех сферах жизни общества. Особенно для нас важно, что ещё во времена поздней Республики (время Юлия Цезаря) в Риме изобретают цемент. Цемент позволил строить архитектурные чудеса, как в наше время стеклофибробетон. Стоит лишь назвать их, и уже дух захватывает: давно разрушенный дворец Нерона (каковы их описания, реконструкции натурального и искусственного камня, лепного декора и прочих архитектурных элементов!), целый доныне Колизей, Мавзолей Адрина, нынешний замок Ангела (всё в Риме). Для украшения этих чудес требовалась технология, похожая по применению на цемент, столь же чёткая, прочная, потоковая, уже тогда работали с более прочным материалом чем гипс и применяли бетон для фасадного лепного декора. Вероятно, именно тогда, в Риме зародилась технология производства интерьерной лепнины из гипса и архитектурного, фасадного декора из искусственного камня, которая применяется до сих пор.


К сожалению, в своих «10 книгах об архитектурном декоре» Витрувий не говорит прямо о гипсовой лепнине, но лишь подбирается к ней в 7 главе, посвящённой внутреннему убранству помещений. Тем не менее, он подробно описывает технологию подготовки штукатурки (VII, 1 – 2) и нанесения её на стены. Его вариант очень похож с тем, что описано выше о древнем восточном способе работы с ганчем. Он называет лепнину одним из видов украшений наряду с мозаиками и росписями по сырой штукатурке – фресками. Чаще всего в Риме гипсовый декор располагали на стенах и потолках бань, ведь именно в них наиболее уместны лёгкие растительные мотивы, или игривые античные богини, спрятавшиеся между листьев аканта. Кроме того, искусно закреплённый лепной декор, мог создавать интимную игру света и тени, создававшую в помещении совершенно особенную атмосферу близкого общения.

В иных, более серьёзных строениях, вроде триумфальных арок или присутственных мест, гипсовый декор копировал каменные элементы архитектуры; в случае, если надо было подчеркнуть римский стиль учреждения,  периода Республики, или Эллинистических царств, если нужно было отразить богатство и щегольнуть роскошью, обязательно использовали лепнину из гипса, стеклофибробетона, искусственного камня.

В V в. Римская Империя прекратила своё существование на западе Европы. Тем не менее, её культурное наследие продолжило передаваться из поколения в поколение. С утратами, конечно, многое, очень многое на территории, собственно, Европы было забыто. Но, что было забыто на долгие Средние Века, то люди вспомнили в период Ренессанса, в этом им помогли мусульмане, образованные арабы и персы, сохранившие античных классиков в переводах с греческого на сирийский, с сирийского на арабский, и, конечно, сами греки-византийцы – прямые наследники величия Рима. Арабские переводы послужили материалом для европейских философов, они были дополнены сохранными библиотеками Константинополя, перевезёнными в Италию после 1453 г., когда Второй Рим пал в руки турок-османов под предводительством Мехмеда Завоевателя. Вместе с арабскими и византийскими книгами в Европу проникали самые разные знания, но самое главное – люди, мастера-архитекторы, учёные, врачи и пр. Они учили, учились сами, и стали одним из истоков Ренессанса. Естественно, восстанавливая римский опыт, копируя его, они не забыли и о лепнине.

Но истинных высот техника гипсовой лепнины достигает во время расцвета стиля Барокко, начиная с XVII в. Здесь даже возникают имена нескольких мастеров-лепщиков, одновременно архитекторов и просто учёных, истинных людей своего времени, образованных энциклопедически. Таковы Доминик Циммерман (1685 - 1766), его старший брат, Йохан Баптист Циммерман (1680 - 1758), их учитель Йохан Шмутцер. Эти люди создали, кажется, не много, всего две церкви в Баварии. Но они ведь были не одни, при желании можно найти имена тысяч других! Именно они были создателями того барочного стиля в лепном декоре, который мы с вами сегодня знаем. Стиля обилия золотых, великолепных и кичливых завитков растений, фигур божеств, прихотливо переплетающихся друг с другом в симметрии форм. Стиля, наполнением которого был неизбежно-спесивый дух обновлённой, обескровленной после Реформации и войн, нарождающейся Европы.

В России лепка появляется по-настоящему только при Петре I, при введении европейских стандартов архитектуры и прочих нововведений Запада. Естественно, поначалу лепнина из гипса проникает только в дома богатых дворян, чиновников, во дворцы царей. Но постепенно новая технология архитектурного декора захватывает и градостроительство, она проникает в общественные здания: в театры, присутственные места, рестораны и пр. Но уже в XIX в. при активном строительстве лепной декор из гипса начинают применять и в жилых квартирах. В некоторых квартирах и подъездах Петербурга можно до сих пор видеть лепнину, сделанную ещё «при царе-батюшке».

Удивительно, что такая простая вещь хранит в себе столько историй.

ЛЕПНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЛЕПНОЙ ДЕКОР ЕГИПТА

Просматривая сайты компаний, занимающихся лепным декором, частенько наталкиваешься на тексты, посвященные лепнине Древнего Египта. Как водится, их беззастенчиво копировали друг у друга, фразу «давным-давно развеялись пылью тысячелетий утлые домишки простых египтян» можно прочитать на разнообразных ресурсах уже лет семь. Там же фотографии капителей колонн Карнака и Луксора, под которыми наименее стеснительные даже дают подпись – «лепные капители». Правда, выглядят они подозрительно свежо для простоявших три с половиной тысячи лет на открытом воздухе – ну так что ж? бывает, видать.


Да нет, не бывает. И капители у колонн в фиванских храмах в эпоху Нового Царства делались из камня, и вытесывались они, а вовсе не лепились. А когда говорят об алебастровых скульптурах или элементах архитектурного декора Древнего Египта – имеется в виду отнюдь не строительная гипсовая смесь, а природный камень, алебастр-кальцит, из которого действительно изготавливались великолепные высокохудожественные изделия. Но – эти изделия также вырезались и полировались, они не лепные. Да и вообще, если обратиться к искусствоведческим работам египтологов, упоминаний о лепных гипсовых изделиях найдется обидно мало.


Так что же, все написанное – неправда? Не совсем так, конечно. Трудно сказать, кто впервые обнаружил, что, если обжечь природный гипс, растереть его в порошок и смешать с водой, можно получить материал, легко поддающийся лепке или разливающийся в формы. Позже же, когда он высохнет и затвердеет, его можно без особых трудностей дополнительно подтесать, подрезать, покрасить, отполировать поверхность. Эти свойства природного гипса могли быть известны в любой стране с достаточно сухим климатом, например, в том же Шумере. Однако, именно египтяне поняли, что на основе этого свойства можно создать не очень сложные, но весьма полезные технологии. Другой разговор – для чего эти технологии использовать. И именно при изготовлении скульптур, а также декорировании фасадов и помещений лепнина использовалась ими ограниченно. Нужно оговориться – в дошедшем до нас художественном наследии, но именно в случае Древнего Египта до нас дошло немало.


И нужно не забывать, что все это – искусство высших слоев древнеегипетского общества. Это скульптура и рельефы дворцов, храмов, гробниц аристократии и крупных чиновников. Жилища не только голытьбы, но и вообще, простого люда, не вельмож, были построены из сырцовых кирпичей, изготовленных из нильского ила, и до нас, по большей части, не дошли. Да и археологов они не очень интересовали. Трудно их винить – рядом возвышаются пирамиды, в пыли и песке лежат накопившиеся за тысячи лет сокровища, где уж тут до трудоемких и неблагодарных раскопок полов и стенок простых домов. Но в любом случае, ни лепной скульптуры, ни декоративных рельефов в этих домах не было.


А монументальные здания, исследованиями которых они занимались, строились на века, навсегда, в вечность, дабы воскресшие в сохранившихся мумифицированных телах умершие могли ими воспользоваться. И никакая гипсовая лепнина, пусть даже самая прочная, здесь не может заменить камень. Тем более, что камня было много, и самого разнообразного – известняка, песчаника, гранита, базальта, порфира, того же кальцита. И торопиться скульпторам было некуда.


Для чего же использовался гипс? Во-первых, это финальная доделка каменных в своей основе скульптур и декоративных рельефов. Стены скальных гробниц и мастаб – построенных из каменных, по большей части известняковых блоков гробниц-склепов – часто были непригодны для тонких скульптурных работ. Камень мог быть слишком зернист, неоднороден, в нем могли встречаться пустоты-каверны различных размеров. Тогда рельефы и статуи высекались грубо, затем покрывались слоем штукатурки, на которой уже формировались мелкие лепные детали, нередко дополнительно обрабатывавшиеся резцом и затем расписывавшиеся. Употреблялась гипсовая лепка и для подправки уже готовых изделий. Именно так, с выравниванием плеч, был окончательно отделан знаменитый бюст Нефертити из Берлинского музея.


То же самый способ финальной доводки с помощью гипсовой лепнины использовался и для деревянных скульптур, поскольку непосредственно на узловатую поверхность дерева было трудно нанести краску. Использовалась гипсовая лепнина и для изготовления гробов знати. Сделанные в картонажной технике (слои текстиля, пропитанные животным клеем), они покрывались толстым слоем гипса. На поверхности гипса наносился подготовительный рисунок, а затем по нему вылепливался очень низкий рельеф. Поверхность лепного рельефа полностью или частично расписывалась красками или покрывалась тончайшей золотой или серебряной фольгой.


Гипс был незаменим и в качестве вспомогательного материала в скульптурных мастерских. Несколько подобных мастерских раскопано археологами, среди них наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмоса, работавшего в Ахетатоне (современная Эль-Амарна), новой столице, созданной фараоном Эхнатоном, при его дворе. Это был целый комплекс помещений, с домом самого Тутмоса, кладовыми с запасами камня различных пород и гипса, рабочими помещениями. В помещениях хранили и гипсовые отливки, в основном – частей скульптур, кроме того, элементов архитектурного декора.  Среди них часто встречаются головы фараонов, их супруг и детей. Отливки делались в простых и составных формах. Изготавливали также отливки с каменной модели, они распознаются по отпечаткам следов резца. По мнению исследователей, гипсовые отливки использовались в качестве моделей на промежуточных этапах работы скульпторов. Кроме того, именно на них обучались вершинам профессии ученики и подмастерья, еще не допущенные к работе с ценным камнем.


Иными словами, лепной декор в Древнем Египте был прекрасно известен и широко использовался, но в качестве вспомогательной технологии, отделочной или обучающей. Там, где заказчику было не по средствам приглашать бригады каменотесов, он предпочитал не лепные из гипса, а деревянные скульптуры и настенную живопись, до деталей воспроизводящую значительно более дорогие каменные рельефы. Тем более, что, в конечном итоге, получившийся рельеф все равно раскрашивался. Поэтому гипсовая лепнина, как основной материал декора помещений, широкого распространения не получила.


Ситуация кардинально изменилась лишь в Позднем Египте, когда сначала распространились греческие культурные влияния, а потом страна и вовсе стала частью эллинистического мира под властью потомков одного из сподвижников Александра Великого – Птолемея Лага. Но об этом мы расскажем позже, в главе, посвященной расцвету искусства лепной скульптуры и лепного декора в античном мире.


                                           




                               Бюст Нефертити.                           Гроб Неджеманха.

               Окончательная отделка лепкой и покраска.          Гипсовый низкий рельеф,                                                                                поверх –тончайшая золотая фольга.


ГЛИНЯНАЯ СКУЛЬПТУРА И ГЛИНЯНЫЙ ЛЕПНОЙ ДЕКОР В ДРЕВНОСТИ: ОТ МЕЖДУРЕЧЬЯ ДО КИТАЯ

«Надлежит собрать глину с речных берегов, возделанных полей или священных мест; затем смешать с ней измельченный в пудру камень, песок и железо, взятые в равной пропорции, и уплотнить эту смесь вяжущими добавками – экстрактами (перечень из десятка названий), а также следует постепенно подмешивать к вышеназванному творог, молоко, очищенное сливочное масло; после того весь состав необходимо оставить на месяц, пока он не будет готов для формовки изображений».

Хайаширса Панчаратна. Древнеиндийский трактат.


 

Когда мы говорим о искусстве лепки, будь то скульптура или декор интерьера, мы, как правило, имеем в виду лепку гипсовую. Однако в древности в искусстве многих стран и областей для создания лепной скульптуры или лепного архитектурного декора фасадов и интерьеров использовалась преимущественно глина. Она могла быть обожженной – тогда получались терракотовые статуи или рельефы, их можно было использовать, в том числе, для фасадного декора во влажном климате. А могла быть и необожженная, которую покрывали затем тонкой гипсовой обмазкой и раскрашивали. Те, кто делал эти изображения, были, как правило, хорошо осведомлены о свойствах гипса. Однако, при его дефиците возникал вопрос – почему бы не использовать вместо него для создания лепнины глину, из которой уже тысячелетия изготавливали горшки, фигурки людей и животных, украшения? Для глины ведь даже непривычно использовать слово «месторождения» - настолько она распространена в природе. Проблема была в другом – в хрупкости и вообще недолговечности материала.


 



Само словосочетание «глиняная скульптура» может вызвать скептическое отношение – все мы с детства знаем выражение «колосс на глиняных ногах», обозначающее нечто прочное только с виду, готовое развалиться в любой момент. Поделки, статуэтки – это понятно, но полноразмерная лепная скульптура? Лепной архитектурный декор, тем более, рельефы на фасадах? Да, для того, чтобы скульптуры, особенно из необожженной глины, простояли, сохранив свою форму, на протяжении столетий и тысячелетий, требовалось немало технологических ухищрений. Те, которые описаны выше, в цитате – лишь их малая часть, пусть и очень важная, касающаяся подготовки самой лепной массы. Помимо этого, лепка требовала множества технологических приемов. Изготовлялся деревянный каркас для армирования лепных статуй и горельефов, в том числе, для каждой объемно выступавшей части – головы, руки и т. д.

                                                                                                                                                                                                        


          

Основная объемная форма лепилась последовательными слоями от полсантиметра до двух сантиметров толщиной, чтобы глина равномерно просыхала, не покрываясь трещинами. Нередко для этого использовался своеобразный глинобетон – глина с изрядной добавкой гальки и песка. Проработка изображения вплоть до мелких деталей скульптур и элементов декоративного рельефа производилась на последнем слое скульптурной глины. Иногда использовалась комбинированная гипсово-глиняная техника – на глиняную объемную болванку, обмотанную несколькими слоями ткани, смоченной специальным раствором с глиной и гипсом, накладывался слой гипса, по которому уже лепились детали. Затем на поверхность наносилась гипсово-известковая подгрунтовка и уже по ней лепная скульптура расписывалась минеральными красками.

Эта технология позволяла получать лепные глиняные скульптуры выше человеческого роста, многие из которых дошли до нас лишь с мелкими повреждениями.

  

   Другая проблема возникала при изготовлении крупных лепных терракотовых скульптур. Для обеспечения равномерного обжига они должны были быть пустотелыми, и собираться из нескольких частей, имевших отверстия для доступа горячего воздуха. Да и печи таких размеров научились делать далеко не сразу, лишь в I тысячелетии до нашей эры.

Впрочем, первый по времени дошедший до нас образец крупной лепной скульптуры и фасадного рельефа, исходным материалом для которых послужила глина, демонстрирует совершенно оригинальное решение. Это скульптуры  храма Инанны в Уруке, построенные царем касситской династии Вавилона Караиндашем (XV в. до н. э.). Здесь стоящие в нишах горельефные изображения богов и богинь, равно как и более мелкие и низкие орнаментальные барельефы в промежутках между нишами, сделаны из того же обожженного кирпича, что и сама стена. Очевидно, вначале создавались лепные модели, затем по ним изготавливались и обжигались фигурные кирпичи, укладывавшиеся в стену по схеме под наблюдением архитектора.

Надо отметить, что дальнейшего развития этот способ лепного в своей основе архитектурного декора не получил, отдаленную схожесть он имеет лишь со значительно более поздними нововавилонскими и персидскими глазурованными рельефами на кирпичах. Однако, это уже иное время и иная технология.


     

Зато лепные терракотовые рельефы, декорировавшие постройки Вавилона в том же II тыс. до н. э. послужили образцами для многих поколений скульпторов. К этому времени относится знаменитый лепной терракотовый рельеф Берни, получивший романтическое название «Царица Ночи» с изображением крылатой богини с птичьими когтями. Многие исследователи считают, что этот образ – одна из ипостасей богини Иштар, не меньшее количество выступает с опровержениями этой версии. К сожалению, неизвестно, был ли он элементом декора фасада или интерьера здания.

Настоящий расцвет лепной глиняной скульптуры наступает в эллинистическое время на территории бывшей советской Средней Азии, в восточных областях Парфянской и в Кушанской империях. Именно там в результате работ русских археологов были открыты дворцовые резиденции древних правителей со множеством лепных статуй и горельефов из необожженной глины, использовавшихся для декорирования как фасадов, так и интерьеров. Среди них выделяется дворец в Халчаяне, в Южном Узбекистане, с изображениями членов царского кушанского рода и их ближайших приближенных.

Судя по этим находкам, хозяева резиденций отнюдь не считали эту технологию лепнины второсортной или непрестижной. Тонкие ценители искусств, знакомые со скульптурой всей Ойкумены – от Рима до Китая – они понимали, что именно в глине, даже по сравнению с гипсом, легче всего добиться передачи движения, порыва, экспрессии, теряющихся при переносе полученного лепного изображения на камень или металл. Им, создателям великой империи Среднего Востока, этот порыв импонировал безусловно. И на халчаянских вылепленных из глины скульптурных портретах, декорировавших дворец правящей династии, мы до сих пор видим не только героев, правителей, святых – но живых людей, ощущаем их личность, характер, темперамент и чувства.

Из античной Средней Азии технология лепной глиняной скульптуры распространилось в Восточный Туркестан, став там одной из основ средневекового буддийского искусства – но об этом лучше в другой раз. А сейчас, в заключении, нельзя не упомянуть блестящую китайскую традицию лепной терракотовой скульптуры, нашедшую свое наивысшее воплощение в «терракотовой армии» гробницы Цинь Ши-хуанди. Про нее написано много текстов, так что не будем повторяться, тем более, что эти скульптуры, по сути, не были предназначены для зрителей в этом мире. Что, однако, не мешало создателям передавать характеры воинов, демонстрируя свое незаурядное мастерство. Зато к искусству лепного декора интерьера в полной мере можно отнести прекрасные рельефы на декоративных кирпичах, украшавших интерьеры зданий эпохи поздней Хань, изображающие вовсе не богов и героев, а простые сцены деревенской жизни, но – в совершенной эстетике китайской культуры.

Сейчас мы лишь немного соприкоснулись с произведениями скульптурного искусства Древнего Востока, в изначальной основе которых лежит простая глиняная масса, отнюдь не мрамор или базальт. Но даже это мимолетное касание дает, надеюсь, представление о том, как мастера, жившие не одну тысячу лет назад, сумели создать из нее великолепные образцы лепной скульптуры и лепного декора, до сих пор не оставляющие нас равнодушными.