ИСТОРИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА (часть 2)

C приходом к правлению Петра и Екатерины Великой, гипсовый лепной декор стал использоваться повсеместно и разнообразно. Массовая мода определяла особенности декора строений – новый стиль, яркость.  Лепнина стала неотъемлемым символом современной композиции. Новые художественные идеи  воплощались в каждом уникальном случае, зачастую за счет новых знаний, продуманности, декоративные детали становились произведениями искусства, используясь как снаружи, так и внутри здания, добавляя подлинную важность и эксклюзивность.

Несмотря ни на что, новомодные течения  и повсеместное использование лепнины, сохраняют некие прошлые традиции и правила. Таким образом, как и во всей Европе, особую распространенность  получают архитектурные мотивы, берущие свои истоки со времен глубокой античности. Символизируя радость и праздность земного пребывания, мощь и величие, стиль и изящность.

                   

Приходит новая эпоха, в которой особой изюминкой становится украшение фасадов зданий фигурами кариатид и атлантов, скульптурами мужчин и женщин, амурами, нимфами, а также животными. Все это неизменно перемежается картушами, завитками, венками, картинами иносказательного содержания.




Наряду с новыми изображениями, безусловно, используются и растительные мотивы  - вьющиеся стебли, ветви, цветы. Появляются элементы птиц и животного происхождения, которые ранее не  использовались – совы, бабочки, змеи. Постепенно появляются изображения подводного мира.






На мотивы лепного декора имели влияние не только политические и экономические ситуации, но также и значимые исторические события, такие как Отечественная война 1812 года, привлекшая в убранство фасадных композиций военные мотивы, тематику триумфа. Запечатление военных доспехов Древнего Рима, оружия, знамен.

Уникальным элементом украшения лепного декора в России,  является женская маска, с изображением волос, плавно переходящих в витые ветви и цветочный узор, незаметно растворяясь с композиции «выплывая» вновь,  символизируя женственность и гармонию мира.

Также довольно распространенными были композиции, символизирующие мифологические сюжеты, разительно вытянутые по горизонтали или вертикали, сцены, связанные с научными достижениями, плодами просвещения.

Из всего этого следует вывод, что во времена царской России, гипсовый лепной декор становится самым часто используемым способом декорирования зданий. Лепниной украшали и фасады, и стены комнат, потолки, камины, колонны, окна и наличники. Как символ благополучия, стиля и изящности.

Оценка авторского исполнения, как раз-таки,  укореняется именно в те времена. Безусловно, были элементы широкого потребления, изготовляемые , так сказать, для широких масс. Однако, полноценные сюжетные композиции, чаще всего, выполнялись на заказ, например, для конкретного строения, ими занимались мастера своего дела, профессионалы, имеющие безупречную репутацию.

Следует отметить, что гипсовая лепнина в те времена стала настолько приветствуемой, что стала отличительной чертой не только  Санкт-Петербурга, со знаменитым Зимним Дворцом, Петергофскими замками, Строгановским и Екатерининскими Дворцами, но и в московских архитектурных ансамблях – здание Сената в Кремле, дворцовая резиденция и многие усадьбы, все стал украшать неизменная лепнина.

Особым городом, символизирующим триумф лепного декора, конечно же, является Крым, в котором практически каждое строение обрамлялось с уникальным узором, тончайшим чувством стиля и знанием в использовании материалов.


Лепные элементы завоевали свое признание за счет ажурных, визуально практически невесомых изделий, создающих уникальную атмосферу торжественности, наполненную энергетикой и красотой. Российская знать, и богатые люди страны с удовольствием  украшали свои дома, усадьбы. Вследствие чего лепной декор с уверенностью занимает свое место в современной архитектуре.