Статьи

ИСТОРИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА (часть 2)

C приходом к правлению Петра и Екатерины Великой, гипсовый лепной декор стал использоваться повсеместно и разнообразно. Массовая мода определяла особенности декора строений – новый стиль, яркость.  Лепнина стала неотъемлемым символом современной композиции. Новые художественные идеи  воплощались в каждом уникальном случае, зачастую за счет новых знаний, продуманности, декоративные детали становились произведениями искусства, используясь как снаружи, так и внутри здания, добавляя подлинную важность и эксклюзивность.

Несмотря ни на что, новомодные течения  и повсеместное использование лепнины, сохраняют некие прошлые традиции и правила. Таким образом, как и во всей Европе, особую распространенность  получают архитектурные мотивы, берущие свои истоки со времен глубокой античности. Символизируя радость и праздность земного пребывания, мощь и величие, стиль и изящность.

                   

Приходит новая эпоха, в которой особой изюминкой становится украшение фасадов зданий фигурами кариатид и атлантов, скульптурами мужчин и женщин, амурами, нимфами, а также животными. Все это неизменно перемежается картушами, завитками, венками, картинами иносказательного содержания.




Наряду с новыми изображениями, безусловно, используются и растительные мотивы  - вьющиеся стебли, ветви, цветы. Появляются элементы птиц и животного происхождения, которые ранее не  использовались – совы, бабочки, змеи. Постепенно появляются изображения подводного мира.






На мотивы лепного декора имели влияние не только политические и экономические ситуации, но также и значимые исторические события, такие как Отечественная война 1812 года, привлекшая в убранство фасадных композиций военные мотивы, тематику триумфа. Запечатление военных доспехов Древнего Рима, оружия, знамен.

Уникальным элементом украшения лепного декора в России,  является женская маска, с изображением волос, плавно переходящих в витые ветви и цветочный узор, незаметно растворяясь с композиции «выплывая» вновь,  символизируя женственность и гармонию мира.

Также довольно распространенными были композиции, символизирующие мифологические сюжеты, разительно вытянутые по горизонтали или вертикали, сцены, связанные с научными достижениями, плодами просвещения.

Из всего этого следует вывод, что во времена царской России, гипсовый лепной декор становится самым часто используемым способом декорирования зданий. Лепниной украшали и фасады, и стены комнат, потолки, камины, колонны, окна и наличники. Как символ благополучия, стиля и изящности.

Оценка авторского исполнения, как раз-таки,  укореняется именно в те времена. Безусловно, были элементы широкого потребления, изготовляемые , так сказать, для широких масс. Однако, полноценные сюжетные композиции, чаще всего, выполнялись на заказ, например, для конкретного строения, ими занимались мастера своего дела, профессионалы, имеющие безупречную репутацию.

Следует отметить, что гипсовая лепнина в те времена стала настолько приветствуемой, что стала отличительной чертой не только  Санкт-Петербурга, со знаменитым Зимним Дворцом, Петергофскими замками, Строгановским и Екатерининскими Дворцами, но и в московских архитектурных ансамблях – здание Сената в Кремле, дворцовая резиденция и многие усадьбы, все стал украшать неизменная лепнина.

Особым городом, символизирующим триумф лепного декора, конечно же, является Крым, в котором практически каждое строение обрамлялось с уникальным узором, тончайшим чувством стиля и знанием в использовании материалов.


Лепные элементы завоевали свое признание за счет ажурных, визуально практически невесомых изделий, создающих уникальную атмосферу торжественности, наполненную энергетикой и красотой. Российская знать, и богатые люди страны с удовольствием  украшали свои дома, усадьбы. Вследствие чего лепной декор с уверенностью занимает свое место в современной архитектуре.

ИСТОРИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА (часть 1 )

На протяжении многих веков история русского народа проявлялась многими чудесными примерами материальной и духовной культуры. И, безусловно, значимое место в ней занимает российская архитектура, элементы которой признаны в мировом сообществе.

Наши древние народные традиции, опыт, знания и мудрость великих русских зодчих лежат в основе российской архитектуры, в современных технических достижениях. В то же время нельзя не принимать во внимание влияние архитектурных стилей Европы и Востока. В разные периоды влияние некоторых направлений являлось основополагающим, зачастую в зависимости от политической и экономической обстановки. Аналогичные процессы происходили и в области архитектурного декора, гипсовой лепнины.

Разумеется, во времена Древней Руси самым распространенным материалом было дерево. В архитектуре оно занимало центральное место и принимало разнообразные декоративные формы, присущие разным районам. Появлялось огромное количество вариантов узора, орнамента, отдавались предпочтения изображениям мистических существ – русалок, сказочных растений. Присутствовали, конечно же, и реальные картинки – человеческие фигуры, символы флоры и фауны.

На все влияли устоявшиеся в веках традиции архитектуры, что и проявлялось в работах мастеров.

При строительстве каменных строений лепной декор занимал далеко не превалирующее место. Основной причиной этого был тот фактор, что в эпоху Древней Руси была неизвестна штукатурка, к тому же православие, отнюдь, не поощряло в те времена скульптуры, в связи с чем гипсовые лепной декор и скульптурирование не получали распространения.

Византийская архитектура 10-12 веков, а также в 14-16 столетиях,  работы европейских мастеров мало повлияли на положение дел, и следов практически не оставили. Религиозные строения в тот период декорировались элементами из белого камня, и то, в малых количествах.


Основное распространение, рельефный лепной декор, получил во времена петровских преобразований. Наряду с гипсом в убранстве внешних и внутренних интерьеров стали использоваться керамика, металл, натуральный и искусственный камень. И, наконец-то, свое достойное место заняла монументальная декоративная скульптура. Таким образом, русское зодчество основательно закрепилось в общеевропейской архитектуре.

Во времена правления Петра Великого, его желания «прорубить окно в Европу», Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов среди столиц Европы. В том числе – за счет преобладания в архитектуре чисто европейских принципов. С появлением новых технологий, материалов, знаний, декоративная архитектура получает новый виток.

Российские архитекторы с успехом начали использовать современные веяния и опыт европейских специалистов – новые методы проектирования, уникальные мотивы декоративного убранства, в особенности при оформлении фасадных конструкций. При проектировании храмов всегда использовались многовековые традиции, но даже они подверглись изменениям. Приобретая некую нарядность. Соответственно, лепной гипсовый декор  становится в данных условиях модным и повсеместным.


Правление Петра дало толчок процессу распространения каменных зданий, после, во времена  правления Екатерины Второй эти тенденции получают еще большее распространение. Императрица стремилась создать новый образ Российской Империи, чтобы архитектурные нововведения, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, навсегда запечатлели ее правление в истории как нечто уникальное.  Современная архитектура стала соответствовать новейшим модным принципам, которые были у зодчих великих держав Европы. Лепнина имела неоспоримую мощь в становлении архитектурного декора, так что замысел Императрицы увенчался успехом.


 

 

ГИПСОВАЯ ЛЕПНИНА В ИНТЕРЬЕРАХ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В современную эпоху, считается, что изготовление гипсового лепного декора устарело и кануло в лету вместе с дворцами и монументальными храмами, однако, если более детально рассмотреть этот вопрос, мы увидим, что ценителей гипсовой лепнины остаётся довольно много, особенно в России, а именно в Москве и Санкт-Петербурге. Желающие быть окруженными стилем и изяществом и в наши дни возводят дворцы и замки во всех уголках нашей страны.


Лепной декор, выполненный качественно и красиво, подобранный со вкусом всегда будет украшать не только классические интерьеры Москвы и Санкт-Петербурга, но и современные интерьеры.


Классическая лепнина Москвы отличается своей монументальностью, которая присутствует везде – даже в росписи стен и потолков. Множество арок, окон и каминов неизменно обрамлялись гипсовыми элементами декора.  Особенное сияние и изящество лепнины всегда будут актуальны. Элегантный белый цвет гипса прекрасно сочетается в интерьере практически со всеми цветами, а особенно с пастельными тонами. Безусловно в московских интерьерах зачастую гипсовую лепнину расписывают, патинируют, либо покрывают позолотой, что позволяет ей выглядеть еще более роскошно.



В регионах Москвы и Санкт-Петербурга и посей день есть мастерские, которые изготавливают лепнину вручную, различными методами – резьбой или лепкой. Безусловно красота и утонченность узоров зависят от видения и воображения мастера. У каждого свое видение  виноградной лозы, лаврового листочка, цветочной гирлянды или Амура. Лепнина всегда была, есть и будет оставаться эксклюзивной изюминкой интерьеров Москвы и Санкт-Петербурга.



Следом за сменой эпох, гипсовая лепнина, слегка видоизменяясь, безупречно занимала свое место в украшении зданий. Вплоть до сегодняшнего дня гипсовые изделия идеально помогают современным дизайнерам акцентировать внимание на всех достоинствах помещения и создать гармонию во всем интерьере.

КОЛОННЫ В ИНТЕРЬЕРЕ

Колонна – декоративный архитектурный элемент, берущий своё начало в глубоком прошлом, ярче всего в своем качестве, проявившийся в античной Греции. Первоначально, они использовались в качестве опоры для верхних этажей и крыши. Сегодня этот элемент лепного декора выполняет чаще всего декоративную роль, создавая особую, утонченную, и одновременно величественную атмосферу. В этой статье мы рассмотрим, колонны из гипса как элемент лепного декора,  при оформлении современных квартир и домов.

 

                                   

 

              

Колонны из гипса являются одним самых заметных элементов в дизайне интерьера, и, благодаря своим размерам и особенностям конструкции ни в коем случае не будут обделены вниманием. В связи с этим дизайн колонны будет ключевым моментом в тематике и стиле  оформления будущего интерьера.

С помощью различных размеров и форм декоративных колонн можно с легкостью управлять пространством помещения. Тонкие высокие гипсовые колонны придадут комнате больше изящности, визуально сделают потолки выше, а площадь помещения больше. Широкие колонны добавят фундаментальности и ощущение надежности, но визуально принизят потолок, а вместе с тем немного и объемы помещения.


       

 

При выборе колонн из гипса особое внимание уделяется, конечно же, архитектурному исполнению, их внешнему виду, так как это повлияет на атмосферу помещения и его общий стиль. Гипсовая колонна является уникальным элементом декора, который может использоваться практически при любом дизайне помещения – как классическом, так и современном (хай-тек, лофт, модерн).


               

Интерьер любой комнаты, дома или квартиры можно преобразить при грамотном использовании колонн. Архитектурный гипс - очень функциональный материал, используя который, можно смонтировать колонну в любом месте даже небольшой квартиры, при этом очень мягко скрыть недостатки, при их наличии. Гипсовые колонны могут великолепно замаскировать несущие конструкции, различные коммуникации, идущие по стенам и потолку.

Также, при помощи декоративных колонн из гипса можно прекрасно провести зонирование помещения. К примеру, с её помощью можно разделить большую кухню на зону для приготовления пищи и столовую. Камин в гостиной можно выгодно обыграть, оформив его по сторонам гипсовыми колоннами.


    

 


                

 

Особо выделяются несколько видов колонн:


  • Ионические
  • Коринфские
  • Тосканские
  • Дорические
  • Композитные


Сама по себе колонна из гипса состоит из трёх частей: основание, тело и пилястра. Практически любую комнату можно украсить этими элементами декора, правильно подобрав дизайн. К примеру, спальню в античном стиле, можно дополнить несколькими колоннами в светлой цветовой гамме. Даже лофт или помещение в стиле хай-тек можно украсить соответствующими колоннами. Спальню в стиле барокко можно выгодно разделить на зоны двумя-четырьмя колоннами из гипса. Для придания изящности и особого антуража, их можно смонтировать возле кровати.

 

Миниатюрные колонны можно с успехом использовать как необычные подставки для ваз, а также как тумбу для светильника.

 

Нет такого помещения, в котором колонна смотрелась бы лишней :) главное  - правильно подобрать дизайн.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И МОНТАЖ ГИПСОВОЙ ЛЕПНИНЫ

После создания силиконовой формы для отливки гипсовой лепнины, процесс отливки гипсовых элементов декора проходит довольно просто. Вам понадобится:

- силиконовая форма

- разделительная смазка на восковой или силиконовой основе

- архитектурный гипс

- ведро подходящего размера

- клей ПВА

- ветонит JS (шпаклёвка)

- оцинкованные саморезы (+шуруповёрт)

- шпатель



1. ОБРАБОТКА ФОРМЫ

Силиконовую форму для тиражирования лепного декора предварительно необходимо тщательно просушить и очистить от пыли. С помощью аэрозоля, пульверизатора или кисти на внутреннюю поверхность формы наносят разделительную смазку.  Необходимо тщательно распределить смазку по всем углублениям формы, но так, чтобы она не скапливалась каплями. В сухих местах адгезия (слепление) материалов – гипс и силикон – может повредить форму. Для удобства процесса, рабочее пространство необходимо организовать так, чтобы в промазанную форму сразу же залить порцию гипса. Поверхность должна быть строго горизонтальной, чтобы отливок лепного элемента из гипса получился ровным.





2. ЗАМЕШИВАНИЕ ГИПСОВОГО РАСТВОРА И ЗАЛИВКА


При создании гипсовой лепнины лучше брать архитектурный гипс марки Г-16, он обладает необходимыми качествами высокопрочности и быстрого «схватывания». В ведро наливается вода и потом В НЕЁ насыпается сухой гипс (НЕ НАОБОРТ!). Для вычисления объёма воды и необходимого количества гипса, используется богатый опыт и профессионализм наших сотрудников :).  При отсутствии оного можно взять мерное ведёрко :) Пропорции должны быть 10/8 (10 частей воды, 8 частей гипса). Количество итогового раствора можно вычислить путём заливки нашей формы обыкновенной водой. После засыпать гипс небольшими порциями, и дать раствору отдохнуть минуту, пока уйдут пузыри воздуха. Затем тщательно перемешать раствор строительным миксером (либо взять строительный венчик и вставить его в шуруповёрт). Консистенция раствора должна напоминать по густоте кефир :). Заливаем его в форму, наполняя её до краёв, после чего необходимо «провибрировать» форму (путём лёгкого простукивания кожуха формы о стол). Это делается для того, чтобы пузырьки воздуха со дна формы поднялись на поверхность и в будущем наша отливка лепного элемента не была испорчена раковинами. Поверхность выровнять шпателем.



3. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ГОТОВОЙ ЛЕПНИНЫ

Гипсовый раствор схватывается достаточно быстро, в процессе можно удалить неровности на поверхности отливки с помощью шпателя, но для полного высыхания может потребоваться пара часов. При высыхании отливок элемента гипсового декора приобретает белый цвет. Отливок аккуратно извлекают из формы, постукивая по дну. Если процесс заведения гипсового раствора и заливки был проведён правильно, то отливок выйдет без проблем. Готовую деталь лепного декора положить на сухую поверхность для окончательного затвердевания и набора прочности, в среднем на это уходит около 24 часов, на это влияет размер элемента лепнины, температура и влажность в помещении.





4. ДОГИПСОВКА ЛЕПНИНЫ И НАНЕСЕНИЕ РИСОК


После окончательной просушки гипсового элемента, необходимо «догипсовать» мелкие раковинки на рельефе (если таковые остались), зачистить мелкозернистой шкуркой обратную сторону отливки и нанести риски, они улучшат соединение с поверхностью при монтаже лепнины. При помощи кисти убрать мелкую пыль.








5. МОНТАЖ ЛЕПНИНЫ


Предварительно необходимо проверить поверхность, на которой будет проводиться монтаж лепного декора. При наличии неровностей – устранить их. Развести клей для монтажа – смешать клей ПВА с ветонитом JS в соотношении (примерно) 1/3 до сметанообразной консистенции. Поверхность для монтажа обеспылить при помощи слабого раствора грунтовки. При помощи рулетки, карандаша и отбивочного шнура (или на глазок J) размечаем место, где будет смонтирована наша деталь. Дальнейшие моменты технологии проведения монтажа зависят от того, какую именно деталь нужно смонтировать. К примеру, прикрепить нужно накладную розетку. После разметки потолка, на деталь лепного декора, гипсовую розетку, наносится небольшими мазками, разведённый нами ранее клей. Розетку присоединить к потолку и немного подвигать в стороны, для того, чтобы раствор клея распределился равномерно. Если лепная деталь большого размера, то для прочности крепления необходимо будет в нескольких местах вкрутить саморезы, утапливая шляпку в рельефе розетки. Позже, места, где «выглядывают» саморезы зашпаклевать гипсом.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

Процесс изготовления лепнины из гипса своими руками довольно увлекательный и трудоёмкий, состоит он из нескольких этапов:

- создание формы из силикона

- отливка элементов из гипса

- монтаж лепнины 

- финишная обработка стыков

Один из самых сложных этапов производства лепнины из гипса – это создание формы для отливки из силикона. Можно воспользоваться готовыми формами, которые предлагает наша компания для индивидуального использования, у нас большое количество наименований в наличии, а также мы работаем под заказ. Но при наличии свободного времени и желания, форму для отливки гипсовой лепнины можно изготовить самостоятельно.



                                        



В первую очередь необходимо подобрать элемент для копирования и последующего тиражирования. В большинстве случаев, наши специалисты – профессиональные художники и скульпторы, вручную выкладывают элементы из пластилина или глины. Если Вы не уверены, что Ваш элемент получится достаточно изящным, можно воспользоваться услугами 3D-моделирования (ЧПУ станка). Этот способ будет подходящим, если Вам потребуется большое количество лепных элементов декора.


 

                                             



При создании формы для отливки лепного декора, Вам будут необходимы следующие материалы и инструменты:

- жидкий силикон (двухкомпонентный)

- архитектурный гипс для придания жесткости изделию

- восковая разделительная смазка (в форме аэрозоля)

- узкая кисть (материал – натуральный волос)

- шпатель, размеров в ширину будущей детали и узкий шпателёк

- баллон силикона и пистолет для него

- полиэтилен

Последовательность действий при изготовлении формы для отливки элементов декора из гипса:


             1.     ПОДГОТОВКА КОПИРУЕМОГО ОБРАЗЦА





Предварительно, поверхность, на которой будет вестись работа следует застелить плотным полиэтиленом. Если копируемая деталь лепного декора длинная, лучше подобрать стол сходный по длине, чтобы стыки поверхностей и перепады их высот не искривили гипсовый элемент или же саму форму. Также необходимо при помощи строительного уровня проверить ровность поверхности. Элемент гипсового декора кладут на стол, обработанный разделительной смазкой, рельефной стороной вверх, и её также обрабатывают смазкой.







            




2. СМЕШИВАНИЕ СИЛИКОНОВОГО МАТЕРИАЛА


Для домашнего изготовления, оптимальным будет формовочный материал – двухкомпонентный формовочный силикон на платиновой основе. Он очень прост в использовании, оба компонента необходимо смешать в пропорции 1:1. Данный вид силикона имеет идеальные показатели эластичности а также гладкости в застывшем виде, что позволяет придать итоговой детали лепного декора высокие показатели качества и изящности.







     



3. НАНЕСЕНИЕ СИЛИКОНА НА КОПИРУЕМУЮ ДЕТАЛЬ ЛЕПНОГО ДЕКОРА


Полученный раствор двухкомпонентного силикона наносят на деталь с помощью узкой кисти, тщательно проходя по всем мелким деталям и, заполняя все углубления. Необходимо   следить за отсутствием пузырьков воздуха, которые впоследствии могут образовать раковинки и понизить качество готовой отливки. Раствор наносится на все боковые и торцевые поверхности детали. Первый слой силикона необходимо сделать толщиной 0,5-1,0 см, и. при возможности, равномерным. На «схватывание» материалу необходимо порядка 2 часов (зависит от температуры в помещении), таких слоёв необходимо сделать два или три (при необходимости их можно проармировать марлей подходящего размера)





                     



4. УКРЕПЛЕНИЕ КРАЁВ ФОРМЫ


После схватывания силиконового слоя, необходимо укрепить её слабые места, а это – боковые стороны и особо выпуклые места. Сделать это можно при помощи обыкновенного строительного силикона и пистолета к нему. Выровнять слои можно при помощи кисти или влажным резиновым шпателем.








         



 5. СООРУЖЕНИЕ ОПЛУБКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОЖУХА


Полученную форму необходимо окружить опалубкой, в которую позже будет залит кожух нашей силиконовой формы. Можно использовать различные подручные материалы: пластик, дерево, плотную резину. Опалубке нужно придать жесткость, шероховатые поверхности прикрыть полиэтиленом.










                   



 6. ЗАЛИВКА КОЖУХА ГИПСОМ


Далее готовят гипсовый раствор. Архитектурный гипс смешивают с водой в пропорции 1:1, тщательно размешивают (желательно при этом процессе использовать строительный миксер) и, пока он не начал «схватываться», заполняют кожух. Все неровности сгладить кистью. Пузырьки воздуха можно убрать, аккуратно пробив шпателем толщу раствора.









             



7. ВЫРАВНИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ КОЖУХА



Поверхность нашего кожуха необходимо выровнять широким шпателем, пока гипс ещё не окончательно «встал» - до четкой горизонтальности (проверить по уровню). Излишки воды удалить, таки образом раствор схватится быстрее (аккуратно согнать воду шпателем с гипсовой поверхности).








               



8. ПРОЦЕСС СУШКИ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ


Залитую форму необходимо хорошо просушить, обычно этот процесс занимает от 12 до 24 часов (значение имеет размер гипсового изделия). Ускорять процесс при помощи нагревательных элементов – не рекомендуется – гипс может дать трещину. После сушки опалубку аккуратно демонтируют.









               



9. ПОДСУШИВАНИЕ СИЛИКОНОВОЙ ФОРМЫ


Вынимать силиконовую форму из гипсового кожуха следует очень аккуратно. Подрезать ножом излишки растекшегося силикона, и оставить на воздухе в течение суток, для окончательного удаление остатков влаги. После этого уже можно тщательно уложить силиконовую форму в кожух и приступить к отливке гипсовой лепнины.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

КАРНИЗнаиболее часто используемая в лепнине деталь, представляет собой выступающий элемент внутренней и внешней отделки фасадов зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены. Наружные карнизы, как правило, венчают здание и находятся под свесом кровли, интерьерные - располагаются на стыке стен и потолка. Гипсовые потолочные карнизы бывают гладкими и с рисунком. Гладкие карнизы уместны в интерьере любого стиля, имеют простую технологию изготовления и быстро монтируются. Карнизы с рисунком подчеркивают общую стилевую направленность помещения и являются его самостоятельным украшением. Сочетаются с мебелью и шторами. Как правило, различные изделия (розетки, уголки, колонны, пилястры, молдинги) прекрасно сочетаются между собой в рамках одного и того же стиля. Совсем не обязательно, чтобы рисунок при этом полностью совпадал.

В современном оформлении зачастую используются световые карнизы, в которые вмонтированы светодиодные ленты, либо светильники, для освещения помещения отражённым от потолка светом.        

                          

 

КЕССОНЫ - квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений. Для кессонных конструкций, как правило, применяются гипсовые карнизы с несложным геометрическим рисунком (с иониками или сухарями) или гладкие тяги. Кессонные потолки, декорированные лепниной, станут роскошным украшением гостиной или столовой.


    

 

 

КАПИТЕЛЬ - верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода;  пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры, колонны. Художественный образ современной строительной архитектуры, желающей воссоздать атмосферу классики, в качестве элемента декоративного оформления фасадов зданий и внутренних помещений использует капитель классических ордеров. Колонны способны подчеркнуть аристократичность и монументальность конструкции, а их капители во многом определяют направленность стиля.



  

      

 

РОЗЕТКА изящный элемент декора, используемый вокруг потолочных светильников, с помощью которого можно подчеркнуть оригинальность системы освещения и роскошь интерьера. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, ромбовидными и т.д. Они могут быть накладными и врезными, в зависимости от того, какого эффекта нужно достичь в интерьере. Накладные гипсовые розетки, как правило, имеют геометрическую форму и ограничены тягой или порезкой. Врезные гипсовые розетки не имеют определенной формы, и могут вписаны в уровень с гладью потолка.


      

 

 


КРОНШТЕЙН - поддерживающий элемент выступающих частей здания, представляет сосбой выступ в стене, часто декорированный (завитками или другими украшениями). Применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающтх декоративных или функциональных карнизов.


            

 

 

 

ПОРЕЗКИ - это декоративные рельефные элементы, используемые для интерьерного оформления молдингов, карнизов, тяг и прочих лепных изделий. Могут использоваться в качестве автономных элементов, выделяющих определенные зоны помещения. Величие и роскошь лепного декора заключена в мелочах. Благодаря орнаментам можно смягчить геометрическую лаконичность карнизов и других необходимых функциональных элементов, а также привлечь внимание к изделию, сконцентрировав основную декоративную нагрузку на порезках.